UBS ожидает, что Федеральная резервная система США снизит процентные ставки на целых 275 базисных пунктов в 2024 году, что почти в четыре раза превышает консенсус рынка, поскольку крупнейшая экономика мира приближается к рецессии.
Председатель Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл отвечает на вопросы журналистов во время пресс-конференции после обнародования политического решения ФРС оставить процентные ставки без изменений в Федеральной резервной системе в Вашингтоне, США, 20 сентября 2023 года. Эвелин Хокштейн | Рейтер
В своем прогнозе развития экономики США на 2024-2026 годы, опубликованном в понедельник, швейцарский банк заявил, что, несмотря на экономическую устойчивость до 2023 года, многие из прежних препятствий и рисков сохраняются. Между тем, экономисты банка предположили, что «в 2024 году останется меньше поддержки экономического роста, которая позволила в 2023 году преодолеть эти препятствия».
UBS ожидает, что дезинфляция и рост безработицы ослабят экономический рост в 2024 году, что приведет к тому, что Федеральный комитет по открытому рынку снизит ставки «сначала, чтобы не допустить того, чтобы номинальная ставка по федфондам становилась все более ограничительной по мере падения инфляции, а позже в том же году, чтобы остановить ослабление экономики».
В период с марта 2022 года по июль 2023 года FOMC провел серию из 11 повышений ставок, чтобы поднять ставку по федеральным фондам ФРС с целевого диапазона 0,25-0,5% до 5,25-5,5%.
С тех пор центральный банк остановился на этом уровне, что побудило рынки прийти к выводу, что ставки достигли своего пика, и начать спекулировать о сроках и масштабах будущих сокращений.
Однако председатель ФРС Джером Пауэлл заявил на прошлой неделе, что он «не уверен», что FOMC уже сделал достаточно, чтобы устойчиво вернуть инфляцию к целевому уровню в 2%.
В UBS отметили, что, несмотря на самый агрессивный цикл повышения ставок с 1980-х годов, реальный ВВП увеличился на 2,9% за год до конца третьего квартала. Однако после сентябрьского заседания FOMC доходность выросла, а фондовые рынки оказались под давлением. В банке полагают, что это возобновило опасения по поводу экономического роста и показывает.
«Ужесточение ДКП продолжает сдерживать экономический рост с временным лагом. Денежно-кредитные условия ужесточаются. Показатели роста на рынке труда продолжают пересматриваться в сторону понижения», - подчеркнул UBS.
«По нашим оценкам, расходы в экономике выглядят повышенными по отношению к доходам, чему способствуют бюджетные стимулы и избыточные сбережения».
По оценкам банка, положительное влияние на экономический рост со стороны бюджетного стимулирования в 2023 году ослабнет в следующем году, в то время как сбережения домохозяйств «истощаются», а балансы выглядят менее устойчивыми.
«Более того, если экономика не замедлится существенно, мы сомневаемся, что FOMC восстановит ценовую стабильность. 2023 год оказался лучше, потому что многие из этих рисков не материализовались. Однако это не означает, что они были устранены», — заявили в UBS.
"На наш взгляд, частный сектор выглядит менее защищенным от повышения ставок FOMC в следующем году. В перспективе мы ожидаем существенного замедления роста в 2024 году, повышения уровня безработицы и значительного снижения ставки по федеральным фондам, при этом целевой диапазон на конец года составит 2,50% - 2,75%".
UBS ожидает, что в середине следующего года экономика сократится на половину процентного пункта, годовой рост ВВП в 2024 году снизится всего до 0,3%, а уровень безработицы к концу года вырастет почти до 5%.
«Учитывая этот дополнительный дезинфляционный импульс, мы ожидаем, что смягчение денежно-кредитной политики в следующем году приведет к восстановлению экономики в 2025 году, подталкивая рост ВВП обратно примерно до 2-1/2%, ограничивая пик уровня безработицы 5,2% в начале 2025 года. Мы прогнозируем некоторое замедление в 2026 году, отчасти из-за прогнозируемой бюджетной консолидации», — заявили экономисты банка.
Худший кредитный импульс со времен финансового кризиса
Аренд Каптейн (Arend Kapteyn), руководитель отдела глобальных экономических и стратегических исследований UBS, заявил во вторник в интервью CNBC, что стартовые условия сейчас "гораздо хуже, чем 12 месяцев назад", особенно в виде "исторически большого" объема кредитов, которые изымаются из экономики США.
"Кредитный импульс сейчас находится на худшем уровне со времен мирового финансового кризиса - мы думаем, что видим это в данных. В США наблюдается сжатие маржи, что является хорошим предвестником увольнений, поэтому американская маржа находится под большим давлением для экономики в целом, чем, например, в Европе, что удивительно", - сказал он в интервью корреспонденту CNBC Жуманне Беркетше в кулуарах Европейской конференции UBS.
Между тем, число рабочих мест в частном секторе без учета здравоохранения почти уже не растет , а часть бюджетных стимулов 2023 года сходит на нет, отметил Каптейн, также подтвердив «огромный разрыв» между реальными доходами и расходами, что означает, что существует «гораздо больше возможностей для того, чтобы расходы упали до уровня доходов».
"В ответ на это люди скажут: "Ну почему же уровень доходов не растет, ведь если инфляция снижается, реальные располагаемые доходы должны повышаться?". Верно, но в США обслуживание долга домохозяйств сейчас растет быстрее, чем рост реальных доходов, поэтому мы считаем, что этого достаточно для того, чтобы в середине следующего года было несколько отрицательных кварталов", - считает Каптейн.
Во многих странах рецессия характеризуется как сокращение реального ВВП в течение двух последовательных кварталов. В США Комитет по датированию деловых циклов Национального бюро экономических исследований (NBER) определяет рецессию как «значительный спад экономической активности, который распространяется по всей экономике и длится нескольких месяцев». При этом учитывается целостная оценка рынка труда, потребительских и деловых расходов, промышленного производства и доходов.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Мировая экономика в 2024 году проявит себя лучше, чем ожидалось, считает Goldman Sachs