Россия сократила экспорт нефти морским транспортом до самого низкого уровня с августа перед встречей министров нефти ОПЕК+ в эти выходные, когда соблюдение условий сокращения добычи будет в центре внимания. Этот шаг последовал после резкого роста поставок в октябре.
Около 2,7 миллиона баррелей сырой нефти в день было отправлено из российских портов за неделю до 19 ноября, согласно данным отслеживания танкеров, собранным агентством Bloomberg. Этот показатель снизился на 580 000 баррелей в день по сравнению с пересмотренным показателем за период до 12 ноября, что стало самым большим недельным падением более чем за четыре месяца.
В начале августа Москва заявила, что продлит ограничения экспорта нефти на 300 000 баррелей в день до конца года. Эта политика была подтверждена ранее в этом месяце. Если бремя полностью ляжет на нефть, это будет означать, что морские поставки составят 3,28 миллиона баррелей в день. Но вице-премьер Александр Новак сообщил "Интерфаксу" в прошлом месяце, что сокращение распространяется как на нефть, так и на нефтепродукты. Это усложнило оценку того, выполняет ли Россия свои обязательства после того, как в сентябре правительство ввело временный запрет на экспорт топлива.
Группа производителей нефти ОПЕК+, возглавляемая совместно Россией и Саудовской Аравией, встретится в Вене 26 ноября, чтобы обсудить, как реагировать на ухудшение перспектив рынка нефти, а также установить целевые показатели добычи на первую половину 2024 года.
Морские поставки нефти из России. Источник: данные отслеживания судов Bloomberg.
Менее волатильный средний четырехнедельный показатель экспорта по морю упал до 3,23 миллиона баррелей в день, что примерно на 200 000 баррелей в день ниже пересмотренного значения за период до 12 ноября. Это был самый низкий показатель за восемь недель, но все же на порядка 340 000 баррелей в день выше поставок в период до 20 августа, когда сокращение экспорта сырой нефти Москвой было самым глубоким.
Объемы переработки нефти в России подскочили за неделю до 15 ноября до самого высокого уровня почти за три месяца, поскольку нефтеперерабатывающие заводы страны вернули к эксплуатации большую часть своих мощностей после сезонного технического обслуживания.
Между тем, США ввели санкции против трех судоходных компаний, расположенных в Объединенных Арабских Эмиратах, за предположительное нарушение ценового ограничения в 60 долларов за баррель на российскую нефть во втором раунде штрафов за очевидные нарушения этой меры. Это произошло после того, как Министерство финансов США направило уведомления компаниям по управлению судами в отношении более чем 100 судов, которые, как оно подозревает, возможно, нарушили ценовой предел, введенный из-за военного конфликта на Украине.
Еженедельные доходы Кремля от экспортных пошлин на нефть упали до самого низкого уровня за два месяца, причем падение объемов частично компенсировалось повышением пошлины в ноябре.
С января российские производители нефти должны платить более высокий налог на добычу полезных ископаемых для финансирования увеличения субсидий нефтепереработке, которые были восстановлены в октябре после сокращения вдвое в предыдущем месяце. Экспортную пошлину планируется отменить в конце этого года в рамках долгосрочных планов налоговой реформы России.
Потоки по пунктам назначения
Морские потоки нефти из России за четыре недели, закончившиеся 19 ноября, упали до 3,23 миллиона баррелей в день. Поставки упали до восьминедельного минимума и были примерно на 360 000 баррелей в день ниже среднего показателя, наблюдавшегося во время резкого роста объемов в период с апреля по июнь.
Среднемесячные поставки нефти из России по морю за четыре недели по пунктам назначения. Источник: данные отслеживания судов агентством Bloomberg.
Цифры не включают грузы, относящиеся к казахстанскому сорту KEBCO. Это поставки АО «КазТрансойл», следующие транзитом через Россию на экспорт через Новороссийск и балтийский порт Усть-Луга и не подпадающие под санкции Европейского Союза или ценовой предел.
Казахские партии смешиваются с нефтью российского происхождения для получения однородного экспортного сорта. После начала конфликта России и Украины Казахстан провел ребрендинг своих грузов, чтобы отличить их от грузов, отправляемых российскими компаниями.
Азия
Наблюдаемые поставки азиатским покупателям России, включая тех, у которых нет конечного пункта назначения, упали до 2,73 миллиона баррелей в день за четыре недели до 19 ноября по сравнению с пересмотренными 2,93 миллиона баррелей в день за период до 12 ноября. Это значительно ниже пика около 3,6 миллиона баррелей в день, который наблюдался в мае.
Около 1,17 миллиона баррелей сырой нефти в день было погружено на танкеры, направлявшиеся в Китай, за четыре недели до 19 ноября. Морской импорт Китая дополняется примерно 800 000 баррелями нефти в день, доставляемыми непосредственно из России по трубопроводу либо напрямую, либо через Казахстан.
Потоки на судах, направляющихся в Индию, в среднем составили около 1 миллиона баррелей в день за четыре недели до 19 ноября.
Цифры как в Китае, так и в Индии вырастут, поскольку порты разгрузки станут свободны для судов, которые в настоящее время не указывают конечные пункты назначения.
Эквивалент около 510 000 баррелей в день находился на судах, сигнализирующих о Порт-Саиде или Суэце в Египте, или, как ожидается, будет перегружен с одного судна на другое в южнокорейском порту Йосу. Эти рейсы обычно заканчиваются в портах Индии или Китая и отображаются на диаграмме ниже как «Неизвестная Азия», пока не станет очевиден конечный пункт назначения.
«Другие неизвестные» объемы, составлявшие около 50 000 баррелей в день в течение четырех недель до 19 ноября, относятся к танкерам, не имеющим четкого пункта назначения. Большая часть этих грузов поступает из западных портов России и идет транзитом через Суэцкий канал, но некоторые могут оказаться в Турции. Другие могут быть перевалены с одного судна на другое, причем большая часть таких перевозок сейчас происходит в Средиземноморье, у берегов Греции.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Танкеры, подпавшие под санкции США, ранее отправляли российскую нефть в Индию