Более пятой части российского сжиженного природного газа, поступающего в Европу, переправляется в другие части мира, и эта практика увеличивает доходы Москвы, несмотря на усилия ЕС по их ограничению в ответ на военную кампанию на Украине.
Хотя контракты на так называемую перевалку российского СПГ запрещены в Великобритании и Нидерландах, данные за 2023 год свидетельствуют о том, что разрешенные поставки российского газа обычно перекачиваются между танкерами в Бельгии, Франции и Испании, прежде чем экспортироваться покупателям на других континентах.
Такой судовой трансфер имеет решающее значение для России, поскольку она пытается максимально эффективно использовать свой арктический флот. Перевалка обычно происходит между российскими танкерами «ледового класса», которые курсируют между полуостровом Ямал и северо-западной Европой, и обычными танкерами СПГ, которые затем отправляются в другие порты, освобождая суда ледового класса для возвращения на север.
Порты Бельгии, Испании и Франции по-прежнему получают значительные объемы газа от сибирского завода «Ямал СПГ», крупнейшими акционерами которого являются второй по величине производитель природного газа в России «Новатэк», Китайская национальная нефтегазовая корпорация и французская энергетическая компания TotalEnergies.
Из 17,8 млрд кубометров российского сжиженного природного газа, поступившего в ЕС в период с января по сентябрь этого года, 21 процент был перегружен на суда, направлявшиеся в страны, не входящие в ЕС, включая Китай, Японию и Бангладеш, согласно данным аналитического центра Института экономики энергетики и финансового анализа (IEEFA).
Зебрюгге в Бельгии и Монтуар-де-Бретань во Франции получили в 2023 году больше всего российского СПГ из всех портов ЕС.
В отличие от угля и нефти, российский газ не попал под санкции ЕС, но Европейская комиссия заявила, что государства-члены должны избавиться от российского ископаемого топлива к 2027 году.
Ана-Мария Яллер-Макаревич, ведущий энергетический аналитик IEEFA, отметила, что, хотя объемы перевалки СПГ в Европе упали после начала СВО в 2022 году, они остаются значительными и потенциально не учитываются. «ЕС не думает об этом, когда говорит о запрете», — сказала она. «Они не считают перевалку».
Амунд Вик, бывший госсекретарь Норвегии по энергетике и советник консалтинговой компании Eurasia Group, сказал, что правительства ЕС оказались в затруднительном положении. Государствам-членам будет «трудно бить в барабан [против] экспорта [российского СПГ] в другие места, если они сами его используют», сказал он. «Вы увидите, как они будут увиливать от этой темы нынешней зимой».
Ранее ЕС импортировал из России 155 миллиардов кубических метров трубопроводного газа, что составляет около 40 процентов от его общего объема поставок. Чтобы заменить этот газ, блок значительно увеличил импорт СПГ из таких стран, как США, Норвегия и Катар. Но в этом году ЕС также намерен импортировать рекордные объемы сверхохлажденного топлива из России.
Политики ЕС защищают продолжение импорта из России, объясняя это долгосрочными контрактами, заключенными до военного конфликта, которые в случае нарушения заставят европейские компании выплатить компенсацию России. Например, бельгийская газовая компания Fluxys имеет 20-летний контракт с Ямалом, срок действия которого истекает в 2039 году.
Министерство энергетики Бельгии заявило, что «настроено решить эту проблему» и «собирает информацию об эффективных подходах». «Мы признаем важность поиска пути, который не поставит под угрозу безопасность поставок европейского континента», — добавил представитель.
Fluxys заявила, что, поскольку газ не находится под санкциями, «ни одному клиенту не может быть отказано по закону в доступе» к ее терминалу СПГ. «Право собственности на молекулы остается у грузоотправителей», — говорится в сообщении.
В министерстве энергетики Франции заявили, что не планируют препятствовать перевалке российского СПГ во французских портах. «Франция и Европа значительно сократили свою зависимость от потребления российского газа за счет диверсификации источников поставок», — добавил представитель.
Однако официальные лица ЕС неоднократно выражали обеспокоенность по поводу количества российского СПГ, поступающего в блок. Комиссар по энергетике Кадри Симсон заявила в сентябре: «Мы можем и должны сократить экспорт российского СПГ, чтобы полностью отказаться от него».
В декабре политики должны согласовать правила, которые позволят государствам-членам ЕС препятствовать доступу к газовой инфраструктуре ЕС для российских и белорусских операторов.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
FT оценило последствия американских санкций против «Арктик СПГ 2»