Когда Европейский Союз начал расследование дела о государственной поддержке производства электромобилей в Китае, автопроизводители блока приготовились к болезненному возмездию со стороны все более напористой сверхдержавы.
На данный момент эти опасения не материализовалась, по крайней мере, пока. Помимо некоторых первоначальных резких слов со стороны Китая, и правительство, и такие компании, как BYD Co. и SAIC Motor Corp., сотрудничали с самого начала расследования дела о субсидиях. Приглушенная реакция указывает на давление, которое испытывает перенасыщенный китайский рынок электромобилей, усугубленное ценовой войной, которую Tesla Inc. развязала в прошлом году.
На долю ЕС приходится около трети экспорта электромобилей Китая. Источник: данные китайской таможни, проанализированные агентством Bloomberg. Примечание. Скользящие средние значения за 12 месяцев применяются для сглаживания сезонных колебаний.
После нескольких лет бурного развития Китая местные автопроизводители отправляют в Европу все больше электромобилей после ряда неудачных попыток завоевать клиентов в странах, где господствуют Volkswagen AG и Renault SA. Хотя доля китайских производителей на рынке Европы все еще невелика, доминирование в производстве подключаемых к электросети автомобилей позволило стране бросить вызов Японии за мировое лидерство в автомобильном экспорте.
«Китайцы выстрелили бы себе в ногу, если бы приняли ответные меры и ухудшили отношения с одним из своих крупнейших торговых партнеров», — сказал Маттиас Шмидт, независимый аналитик автомобильного рынка из Гамбурга. «Китай достиг точки, когда им необходимо начать продавать больше автомобилей за пределами своих границ».
Европа лидирует среди других регионов по покупке электромобилей, экспортируемых из Китая. Tesla, MG Motor и BYD — крупнейшие поставщики электромобилей китайского производства. Источник: данные китайской таможни, проанализированные агентством Bloomberg. Примечание. Скользящие средние значения за 12 месяцев применяются для сглаживания сезонных колебаний.
По данным таможни, в среднем в Европе стоимость электромобилей, произведенных в Китае, таких как компактный кроссовер Dolphin компании BYD и MG 4 компании MG Motor, принадлежащей SAIC, примерно в два раза выше, чем в их родном регионе. Поддобный разброс цен обусловлен такими факторами, как низкая стоимость рабочей силы в Китае и щедрые субсидии, а также дополнительные расходы, которые компании вынуждены нести при отправке автомобилей за границу, включая тарифы и расходы на доставку.
Dolphin, представленный на сентябрьском автосалоне в Мюнхене, продается в Китае по цене от 111 000 юаней (15 500 долларов США). Покупателям в Германии придется раскошелиться на 35 990 евро (38 780 долларов США), хотя это все еще значительно ниже стартовой цены VW ID.3. В Таиланде, где электромобили начинают набирать популярность, покупатели платят сумму, эквивалентную 19 560 долларов США за Dolphin начального уровня.
У MG Motor то же самое. Китайский бренд с британским характером уже более десяти лет наращивает присутствие в Европе и является лидером среди китайских марок в регионе. Модель MG 4, произведенная в Ниндэ, провинция Фуцзянь, продается в Германии по цене 37 700 евро — на 20 000 евро дороже, чем в Китае.
Модель 3 Tesla, произведенная в Шанхае, в ЕС примерно на 13 000 евро дороже, чем в Китае.
Цены на автомобили в Европе привлекательны для электромобилей из Китая. Средняя стоимость одного автомобиля уступает только Северной Америке. Источник: данные китайской таможни, проанализированные агентством Bloomberg. Примечание. Данные показывают среднюю стоимость электромобиля, экспортированного из Китая за 12 месяцев до октября.
Сохранение дверей в прибыльную Европу открытыми сейчас важнее, чем когда-либо, поскольку США в значительной степени закрыты из-за 25%-ного импортного тарифа и щедрых стимулов для закупок, доступных только для автомобилей, произведенных в Северной Америке. На карту поставлено будущее сотен убыточных производителей электромобилей, которые возникли в результате масштабных государственных субсидий и ограничений на вождение в черте города.
Борьба за выживание идет полным ходом. Nio Inc., которая когда-то была лидером среди китайских новичков в сфере электромобилей и экспортировала в Европу такие модели, как седан ET5 стоимостью 59 900 евро, рассматривает возможность дальнейшего сокращения штата после первого раунда сокращения 10% своих работников. На этой неделе компания получила еще одно денежное вливание с Ближнего Востока. Компания WM Motor подала заявление о банкротстве после того, как ее вытеснили на обочину в жестокой конкурентной борьбе.
В Китае перенасыщение электромобилями вряд ли уменьшится, поскольку BYD увеличил продажи электромобилей и подключаемых гибридов на 65% к ноябрю, что позволит местному лидеру реализовать 3 миллиона единиц в этом году. В то же время рост личного долга и замедление роста доходов, вызванные длительными карантинными мерами в стране и кризисом в секторе недвижимости, ограничили расходы.
«Правительство Китая оказывало некоторую поддержку на ранних этапах развития этой отрасли, но сейчас она постепенно сходит на нет», — сказал Сюй Хайдун, заместитель главного инженера Китайской ассоциации автопроизводителей. «Зарубежные производители начали работу позже, а их продукция и технологии немного отстают».
Расследование ЕС началось всерьез в октябре с изучения практики в отношении BYD, SAIC и Geely, что привело блок в большее соответствие с США в стремлении защитить отрасль, в которой работают миллионы работников. В то время как ЕС вводит дополнительные пошлины, США выделяют ряд субсидий для привлечения инвестиций с помощью строгих правил в отношении местных цепочек поставок и производства электромобилей, чтобы можно было претендовать на льготы.
«США и ЕС едины в том, что они не хотят, чтобы переход на электромобили был переходом на китайские электромобили», — сказал Брэд Сетсер, старший научный сотрудник Совета по международным отношениям. «Измененный Закон о снижении инфляции в США, предоставляющий европейским автопроизводителям одинаковый доступ, поможет в последовательном и комбинированном ответе».
Первоначальные тарифы могут быть введены уже в июле, а любое окончательное решение потребует одобрения стран-членов ЕС. В ходе недавних исследований в других секторах, таких как электровелосипеды и оптоволоконные кабели, ЕС обнаружил, что размер субсидий варьируется от 4% до 17%. Любые карательные пошлины на электромобили будут добавлены к нынешней импортной пошлине в размере 10%.
Расследование помощи Китая в области электромобилей ознаменовало низкую точку ухудшения торговых отношений страны с западными странами во главе с США. Напряженность в отношениях между Пекином и Брюсселем обострилась из-за усилий Европы по «снижению рисков» своих цепочек поставок и растущего торгового дефицита ЕС с Китаем, составившего в прошлом году более 400 миллиардов долларов.
На торговых переговорах в этом месяце, первом очном саммите за четыре года, китайские официальные лица заняли неагрессивную позицию. Президент Си Цзиньпин заявил лидерам ЕС, что он хочет, чтобы обе стороны стали ключевыми торговыми партнерами, способными укреплять доверие в цепочках поставок. Министерство торговли Китая отдельно заявило, что ЕС должен прекратить торговый протекционизм посредством расследования по поводу электромобилей.
Конечно, западные автопроизводители, включая Tesla, Renault и BMW, также пострадают от более высоких пошлин, поскольку они отправляют автомобили с крупнейшего в мире автомобильного рынка в Европу.
Позиция Китая также может измениться в случае введения тарифов, что будет иметь болезненные последствия для мирового автомобилестроения. BMW, Mercedes-Benz и VW продают там от 33% до 40% своих автомобилей, и ни один производитель не может обойтись без китайских аккумуляторов для электромобилей и других компонентов. До начала октября Китай ограничил экспорт графита, используемого для производства аккумуляторов.
«Наиболее очевидным вариантом ответных мер было бы повышение импортной пошлины в Китай с 15% обратно до 25%», — сказал Сетсер. «Китай имел бы на это полное право».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
На китайском рынке электромобилей растет использование LFP-аккумуляторов со сверхбыстрой зарядкой
Как электромобили ускоряют конец нефтяной эры
Почему американцы не могут покупать дешевые китайские электромобили
Пекин раскритиковал «протекционистское» расследование ЕС в отношении электромобилей