Источник: The Economist
Если таракану оторвать голову, он проживет без нее еще неделю. Раздавить его тоже не так-то просто: гибкие экзоскелеты помогают им выдерживать нагрузку, в 900 раз превышающую их собственный вес. Смыть их в унитаз — не выход: некоторые виды могут задерживать дыхание более чем на полчаса. Для большинства тараканы являются нежелательным вредителем. Их присутствие усугубляется тем, что от них крайне сложно избавиться.
Нежелательный вредитель — именно так относятся к криптовалютной индустрии большинство регуляторов и финансистов. Преступники используют криптовалюты для отмывания денег. Террористы используют их для платежей. Хакеры требуют выкуп в биткоинах. Многие криптовалюты появляются с единственной целью — обогатить их создателей.
При этом кажется, что эта индустрия неубиваемая. В 2022 году криптовалюты придавило высокими ставками. Голову тоже отрубили, даже два раза: Чанпэн Чжао и Сэм Банкман-Фрид, основатели крупнейшей и второй по величине криптобирж в мире, ожидают приговора за финансовые преступления (нарушение законов о борьбе с отмыванием денег и мошенничество, соответственно). Регуляторы пытаются травить отрасль всеми доступными им средствами. Тем не менее криптовалюта не только выжила, но и снова взлетела: биткоин (BTC) начал год на уровне $16 000, а 11 декабря отметился на двухлетнем максимуме $45 000.
Что происходит
Во-первых, неубиваемость — это часть технологической конструкции. Биткоин, эфир и другие монеты не являются компаниями — они не могут обанкротиться и их нельзя закрыть. Они используют блокчейны, которые хранят и ведут базу данных транзакций. Списки из этих баз данных проверяются децентрализованной сетью компьютеров, которые заинтересованы в том, чтобы поддерживать их работоспособность и актуальность. Они за это получают новые токены. Вся конструкция рухнет, только если токены обесценятся до нуля. Однако по-прежнему существует множество причин полагать, что некоторые криптовалюты стоят больше, чем ничего.
Во-вторых, держать (холдить) криптовалюту — значит делать ставку на будущее, в котором широко распространено использование технологии. Люди в авторитарных странах уже используют биткоин и стейблкоины (токены, привязанные к твердой валюте, например, доллару) для хранения сбережений, а иногда и для осуществления платежей. Сферы их применения могут быть расширены. Художники и музеи все еще создают или собирают невзаимозаменяемые токены (NFT). Как и те, кто хочет порвать изображение. Дональд Трамп продает свою фотографию по $99 за штуку; он планирует разрезать на части свой костюм, превратить его в карточки и раздать поклонникам, которые покупают их пачками.
Во времена бума криптоиндустрия собрала много денег и наняла множество умных разработчиков. Те, что остались, работают над новыми приложениями для социальных сетей или делают игры для заработка (Play-to-Earn). Возможно, они никогда не получат широкого распространения. Но даже небольшой шанс, что они сработают, чего-то стоит.
Третья причина заключается в том, что с каждым циклом бумов и спадов становится ясно, что криптовалюта — это не пузырь, подобный тюльпаномании 1630х годов, и не увлечение типа Beanie Babies в 1990х. Хотя биткоин является волатильным активом, его ценовая динамика похожа не на одиночный пик, а на горный хребет. Более того, он тесно связан с акциями технологических компаний. Однако он лишь умеренно коррелирует с более широким рынком. Актив, который колеблется вверх и вниз, а не параллельно с другими инструментами инвестиционных портфелей, может быть полезен для диверсификации.
Не исключено, последний рост связан с тем, что биткоин зарекомендовал себя, как серьезный актив. В августе 2023 года американский суд постановил, что Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) действовала необоснованно и предвзято, отклонив попытку инвестиционной компании Grayscale преобразовать 7-миллиардный траст, полностью инвестированный в биткоин, в биржевой фонд (ETF). Появление такого фонда облегчит инвестиции в биткоин для обычных граждан.
В октябре суд оставил решение в силе — фактически приказав SEC уступить. Крупнейшие управляющие фондами, в том числе BlackRock и Fidelity, также подали заявки на запуск ETF. Учитывая доходность, которую биткоин предлагал в прошлом, и его корреляцию с другими активами, результатом может стать приток денег в этот криптоактив, поскольку даже разумные инвесторы рассматривают возможность размещения небольшой части своих портфелей в биткоине для диверсификации.
Многие чувствуют инстинктивное отвращение, когда видят таракана. Но, несмотря на свои недостатки, от них тоже есть польза. Например, они превращают разлагающееся вещество в питательные вещества и поедают других вредителей, таких как комары. У криптовалюты тоже есть свои сценарии, такие как диверсификация портфеля и обеспечение безопасности денег при авторитарных режимах. И, как мы уже убедились, убить их практически невозможно.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Биткоин посрамил скептиков и бросает дерзкий взгляд в 2024 год