Источник: The Finnacial Times
С октября хуситы совершили десятки нападений на суда в Красном море, что уже повлияло на судоходство в этом регионе. Экономисты полагали, что эти события не окажут существенного влияния на глобальный уровень цен. Но ситуация изменилась и теперь, если США глубже втянутся в региональный кризис, последствий для рынка сырьевых товаров, включая нефть могут быть куда более серьезными.
Ана Боата, руководитель макроэкономических исследований в Allianz Trade, сказала, что ситуация еще не является «красным флагом» для мировой экономики, но добавила, что «влияние на глобальные цепочки поставок будет более серьезным», если кризис затянется и перейдет на второе полугодие.
Каковы последствия нападений хуситов на данный момент
Красное море — это жизненно важный коммерческий судоходный маршрут, на который обычно приходится 15% от общего объема мировой морской торговли, включая 8% зерна, 12% морской нефти и 8% перевозимого по морю сжиженного природного газа. С момента первой атаки хуситов 19 октября трафик в Красном море резко упал.
Последний ежемесячный индикатор торговли в Киле, опубликованный в четверг Кильским институтом мировой экономики, показал, что после начала нападений хуситов контейнерные перевозки через Красное море в декабре составили менее половины обычного уровня и упали ниже 70% относительно обычных объемов в начале января.
Обходной путь вокруг Африки занимает дополнительные 7-20 дней, что ведет к удорожанию фрахта для стандартного контейнера, перевозимого из Китая в Северную Европу, с примерно $1500 в ноябре до более чем $4000. Некоторые экономики уже ощущают последствия. Египет, вероятно, будет в числе пострадавших, учитывая его зависимость от судоходства через Суэцкий канал: в прошлом финансовом году транзитные сборы принесли стране $9 млрд в виде транзитных сборов. Компании также сообщают о трудностях. Немецкий завод Tesla остановил производство до 11 февраля, потому что ему не хватает компонентов, которые плывут к нему вокруг мыса Доброй Надежды. \\
Насколько серьезными будут последствия нарушенного судоходства
Разрушения достаточно значительны для того, чтобы США и их союзники предприняли военные действия против хуситов. С тех пор как разразилась война между Израилем и ХАМАСом, экономисты считают более широкий ближневосточный конфликт ключевым «риском роста» инфляции, которая только-только начала снижаться в развитых странах.
Однако Центральные банки довольно оптимистично оценивают макроэкономические последствия нынешних геополитических условий. Управляющий Банком Англии Эндрю Бейли заявил на прошлой неделе, что «с экономической точки зрения — если взять, к примеру, нефть — последствия не столь губительны, как могли бы быть».
Ставки фрахта по-прежнему намного ниже пиковых значений: во время пандемии они достигали $14 000. Джулиан Хинц, директор Исследовательского центра торговой политики Кильского института, не ожидает заметных последствий для потребительских цен, учитывая, что транспортные расходы составляют небольшую долю стоимости дорогостоящих товаров, таких как бытовая электроника.
«В конечном счете компании научатся управлять своими запасами и ценообразованием с учетом длительных сроков доставки», — добавил Хинц.
Саймон МакАдам из консалтинговой компании Capital Economics добавил, что даже гораздо более существенный рост тарифов на контейнерные перевозки во время пандемии повысил глобальную инфляцию всего на несколько десятых процента; большинство товаров перевозилось по договорным ставкам, установленным на год или более.
Он утверждает, что уровень запасов позволит большинству компаний справиться с возросшими сроками доставки. Снижение потребительского спроса после увеличения процентных ставок ограничит способность компаний повышать цены и стоимость доставки для клиентов.
Можно ли политикам расслабиться
Не совсем. Аналитики говорят, что затяжной сбой перерастет в более серьезную проблему. Консалтинговая компания Oxford Economics заявила на прошлой неделе — до авиаударов США — что, если Красное море останется закрытым для коммерческих перевозок в течение нескольких месяцев, более высокие тарифы на доставку могут добавить 0.7% к годовым темпам инфляции к концу 2024 года.
В этом сценарии глобальная инфляция продолжит замедляться, и центральные банки начнут снижать процентные ставки с середины года, сообщает Oxford Economics. Но ставки могут упасть не так сильно, как ожидали инвесторы.
Томаш Веладек, главный европейский экономист T Rowe Price, отметил, что глобальное судоходство также находится под угрозой из-за засухи в Панамском канале, сократившей транзитные слоты. По его словам, это усилит инфляционные риски. «Затронуты два важных морских пути... поэтому тарифы на доставку, вероятно, останутся высокими в течение некоторого времени», — сказал он.
Какова самая большая экономическая опасность
Более серьезный риск для инфляции, по мнению аналитиков, заключается в том, что рынки нефти и газа испугаются перспективы более широкого ближневосточного конфликта. Цена на нефть снижалась в течение октября, ноября и декабря, даже когда бушевал конфликт между Израилем и Газой. Кристиан Келлер, руководитель экономических исследований в Barclays, сказал, что высокий уровень резервных мощностей, замедление спроса и надежные поставки из стран, не входящих в ОПЕК+, до сих пор сдерживали обеспокоенность по поводу существенного нарушения поставок нефти.
Тем не менее в конце прошлой недели после ударов по Йемену, нефть марки Brent подорожала на 4% до $ 80,50 за баррель, усиливая опасения на финансовых рынках.
Падение цен на энергоносители было ключевым фактором снижения инфляции, поэтому любая пауза в этом процессе нанесет ущерб усилиям центральных банков по сдерживанию роста цен. По оценкам Wieladek, рост цен на нефть на 10% может поднять инфляцию в еврозоне на 0.4% в течение года.
Президент США Джо Байден заявил журналистам в пятницу, что он «очень обеспокоен» влиянием военных действий на стоимость нефть, добавив, что «именно поэтому мы должны это остановить».
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram