Мир находится на пороге того, что, вероятно, станет последним крупным бумом нефтепереработки, поскольку Индия приступает к расширению мощностей, чтобы удовлетворить растущую потребность страны в ископаемом топливе.
Страна приступила к масштабному строительству нефтеперерабатывающих заводов, чтобы увеличить производство традиционных транспортных видов топлива (бензин или дизель), что может увеличить нефтеперерабатывающие мощности более чем на 20% в течение следующих пяти лет. Rystad Energy оценивает новые мощности примерно в 60 миллиардов долларов.
Это редкий стимул для роста мировой нефтеперерабатывающей промышленности, которая в США и Европе находится в упадке, в то время как крупный нефтяной сектор Китая приспосабливается к экологическим целям. Напротив, растущий спрос на транспорт в Индии и более медленное внедрение электромобилей будут поддерживать более высокий спрос на бензин и дизельное топливо в течение длительного времени.
«Экспансии на Западе не наблюдается», — сказал Джованни Серио, руководитель отдела исследований Vitol Group. «Экспансии по-прежнему осуществляются в тех регионах, где спрос растет. Индия — это та страна, где мы наблюдаем продолжение тенденции роста более чем на 200 000 баррелей в течение ближайших 4–5 лет».
На карте отмечены регионы, где расположены предприятия, планирующие увеличение мощностей переработки.
По прогнозам, перерабатывающие мощности Индии увеличатся на 56 млн тонн к 2028 году, заявил в прошлом месяце младший министр нефти Рамешвар Тели. Это соответствует общему увеличению мощностей на 22%, или на 1,12 млн баррелей в день.
Правительство не предоставило подробностей о том, как оно достигнет этих высоких уровней. По подсчетам Bloomberg, государственные нефтеперерабатывающие предприятия объявили о расширении производства примерно на 50 миллионов тонн, что может соответствовать целям, указанным Тели. Проекты, на долю которых приходится почти 37 миллионов тонн, имеют сроки ввода в эксплуатацию с 2024 по 2026 год, но завершение строительства оставшихся мощностей остается неясным и включает запланированные дополнения, которые находятся в стадии реализации и рассмотрения.
Самый крупный — завод Indian Oil Corp. в Панипате в штате Харьяна, который увеличивает производство на 10 миллионов тонн и должен быть введен в эксплуатацию в конце следующего года.
Новый нефтеперерабатывающий завод Hindustan Petroleum Corp. в Бармере на северо-западе штата Раджастхан является следующим по величине — 9 миллионов тонн. Ожидается, что строительство будет завершено в 2024 году, а на полную мощность завод выйдет к 2025 году. \\
Небольшие расширения мощностей проводятся на нефтеперерабатывающих заводах в Вишакхапатнаме и Гуджарате, а также на заводе Барауни в городе Бегусарай в штате Бихар.
Тем не менее эксперт Vitol говорит, что 56 миллионов тонн — не абсурдная цифра.
«Примерно половина указанного объема возможна непосредственно сейчас».
Государственным нефтеперерабатывающим предприятиям, вероятно, придется взять на себя большую часть ответственности. Reliance Industries Ltd. — крупнейший частный нефтеперерабатывающий завод и владелец гигантского комплекса в Джамнагаре — стремится заменить бензин и дизельное топливо экологически чистыми видами топлива, чтобы воспользоваться преимуществами перехода к более экологичной энергетике.
«В прошлом Индия отставала в наращивании новых нефтеперерабатывающих мощностей, и ей необходимо наверстать упущенное, если она хочет стать более самодостаточной», — сказал Сушант Гупта, нефтяной аналитик Wood Mackenzie.
Консультант прогнозирует, что к 2030 году спрос в стране вырастет на 1,3 миллиона баррелей в день.
Белая линия, мощности по переработке, синяя — потребление нефтепродуктов.
Индия не только удовлетворяет собственный спрос, но и играет важную роль в поставках топлива в другие регионы, такие как Европа. Особенно если речь идет о дизельном топливе.
«Открываются хорошие возможности для экспорта», — сказал Кумод Кумар Джайн, старший вице-президент по исследованиям в области переработки в Rystad Energy. «В Европе закрывается множество нефтеперерабатывающих заводов, и это то, чем пытаются воспользоваться все участники рынка».
Увеличение мощностей
По оценкам Международного энергетического агентства, Индия увеличит мощности на 1 млн баррелей в день в течение шести лет до 2028 года, доведя переработку до 6,2 млн баррелей в день, что на 19% больше имеющихся объемов. Китай увеличивает суточный объем переработки, но общий прирост мощностей составляет 8%. На Ближний Восток приходится около 9%.
Несмотря на значительный процентный прирост, нефтеперерабатывающая промышленность Индии по-прежнему уступает большинству других стран, включая США и Европу, которые сокращают мощности. Китай более чем в три раза больше Индии (имеются в виду объемы нефтепереработки).
Планируемые расширения мощностей Индии включают нефтехимические комплексы, но большая часть мощностей будет предназначена для производства транспортного топлива. Согласно правительственным данным, по состоянию на 1 апреля 2023 года общая мощность по переработке нефти в стране составляла почти 254 миллиона тонн.
«Учитывая, что Индия все еще является развивающейся экономикой, для страны имеет смысл по-прежнему уделять большое внимание инвестициям в традиционные виды топлива и в то же время закладывать некоторые основы для перехода к зеленой энергетике», — сказал Дилан Сим, нефтяной аналитик FGE.
Индия также планирует увеличить мощности по производству сжиженного природного газа и по-прежнему в значительной степени полагается на уголь для выработки электроэнергии, но страна стремится стать частью энергетического перехода и поставила перед собой цель к 2070 году выйти на уровень углеродной нейтральности.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
ТОП-производитель прогнозирует рост спроса на сталь в Индии на 10%
WSA: Россия увеличила в 2023 году производство стали на 6%
В Китае прекратился спад производства стали по итогам 2023 года
Fitch Ratings прогнозирует в 2024 году восстановление спроса на сталь
ЕС призывает США сделать квоты на импорт стали менее жесткими
Индия в 2023 г. демонстрирует самые высокие в мире темпы роста производства стали
Новые российские экспортные пошлины более негативны для угля, нежели для стали и лома