Источник: Bloomberg
Танкеров через Суэцкий канал ходит все меньше, а раскол рынка нефти на два региона становится все более отчетливым. Один находится в районе Атлантического бассейна и включает Северное море и Средиземное море, а другой охватывает Персидский залив, Индийский океан и Восточную Азию. Эти регионы все еще сообщаются — через дорогостоящий путь вокруг «Доброй надежды». Однако последние данные показывают, что желающих отправиться в долгий путь тоже все меньше.
По словам трейдеров, в прошлом месяце некоторые нефтеперерабатывающие заводы в Европе отказались от закупки иракской нефти из Басры, заменив их поставками из Северного моря и Гайаны. В Азии скачок спроса на нефть Murban из Абу-Даби в середине января привел к росту спотовых цен, а потоки из Казахстана в Азию резко сократились.
Между тем отгрузка сырой нефти из США в Азию в январе упала более чем на треть по сравнению с декабрем. Об этом свидетельствуют данные Kpler по отслеживанию судов.
Фрагментация не будет длиться вечно, но сейчас странам, которые зависят от импорта, таким как Индия и Южная Корея, все труднее диверсифицировать свои источники поставок нефти. Нефтеперерабатывающим предприятиям сложнее реагировать на быстроменяющуюся динамику рынка, что в конечном счете может привести к снижению рентабельности.
«Переход к более простым с точки зрения логистики грузам коммерчески оправдан, и он сохранится до тех пор, пока проблемы в Красном море будут удерживать стоимость фрахта на высоком уровне», — сказал Виктор Катона, ведущий аналитик по рынку сырой нефти в аналитической компании Kpler. «Тут жесткий баланс между безопасностью поставок и максимизацией прибыли».
Кризис в Красном море перекраивает рынок
Транзит нефтяных танкеров через Суэцкий канал в прошлом месяце снизился на 23% по сравнению с ноябрем, говорится в записке Kpler, опубликованной 30 января. Падение было еще более выраженным для поставок сжиженного нефтяного газа и сжиженного природного газа, которые упали на 65% и 73% соответственно.
На товарных рынках больше всего пострадали потоки дизельного топлива и реактивного топлива из Индии и Ближнего Востока в Европу, а также европейского мазута и нафты, направляющихся в Азию. На прошлой неделе цены на нафту достигли самого высокого уровня почти за два года из-за опасений, что его будет сложнее получить из Европы.
Последствия атак в Красном море усиливаются растущими ценами на нефть за счет более высоких транспортных расходов, побуждая нефтеперерабатывающие предприятия ориентироваться на местных поставщиков. По данным Kpler, цены на танкеры Suezmax с Ближнего Востока в Северо-Западную Европу подскочили примерно на 50% с середины декабря. Мировая эталонная нефть марки Brent за тот же период подорожала на 8%.
Между тем стоимость нефти, поставляемой в Азию из США, за три недели января выросла более чем на $2 за баррель.
«Диверсификация все еще возможна, но она обходится дороже», — сказал Джованни Стауново, сырьевой аналитик UBS Group AG. «Если НПЗ не смогут переложить затраты на потребителей, их рентабельность снизится».
Согласно прогнозам, ситуация в Красном море не приведет к долгосрочной перестройке нефтяных потоков. Однако пока неизвестно, насколько затянется Ближневосточный конфликт. Более того, есть риски новых сбоев, особенно после удара хуситов по танкеру с российским топливом в конце прошлого месяца. Это нападение было примечательным, поскольку группа боевиков, поддерживаемая Ираном, ранее указала, что российские и китайские корабли не будут атакованы.
«Геополитика не подходит для торговли», — сказал Ади Имсирович, директор консалтинговой компании Surrey Clean Energy. «Если бы я был покупателем, я бы был настороже. Это трудное время для нефтепереработчиков, особенно азиатских, которые должны быть более гибкими».
Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на нефть падают в надежде на то, что Израиль и Хамас сумеют договориться
Кризис в Красном море оживит конфликт между Россией и Саудовской Аравией