В тот вечер, когда я узнал невысказанную правду о рынке какао, я был в Ямусукро, огромной столице Кот-д'Ивуара.
«Проблема с какао в том, что это урожай для бедняков», — объяснил мой собеседник, государственный чиновник, ставший бизнесменом. «Вы видите здесь какую-нибудь коммерческую плантацию? Нет», — сказал он. «И знаете почему? Потому что цены недостаточно высоки».
Только потому, что миллионы западноафриканских фермеров считали какао единственным способом избежать крайней нищеты, в мире было обильное предложение и низкие цены. В результате мы с вами десятилетиями наслаждались дешевым шоколадом.
В отличие от большинства других сельскохозяйственных товаров, производство какао не превратилось в плантационный бизнес. При преобладающих ценах 1990-х и 2000-х годов это просто не имело коммерческого смысла. Деньги были заработаны на торговле бобами и переработке их в шоколад, а не на посадке, выращивании и сборе какао-деревьев.
Сегодня этот урожай по-прежнему выращивают преимущественно бедные мелкие землевладельцы. Зарабатывая достаточно, чтобы выжить, большинству из них не хватает средств для реинвестирования в свои участки. И, наконец, десятилетия недостаточного инвестирования догнал растущий спрос на шоколад. Третий сезон урожая подряд мировое потребление в 2023-2024 годах будет значительно превосходить производство – нечто невиданное с начала 1960-х годов.
В мире сырьевых товаров на фоне индустриализации Китая повсеместно устанавливаются ценовые рекорды. В конце 2023 года какао было одним из четырех основных товаров, цены на которые все еще оставались ниже пиковых цен, установленных в 1970-е годы, во время предыдущего сырьевого бума.
Но рекорд 46-летней давности наконец был побит в этом месяце, когда стоимость какао в Нью-Йорке подскочила до более чем 5500 долларов за метрическую тонну. В настоящее время отрасль ударилась в другую крайность: есть прогнозы, что цены снова удвоятся до 10 000 долларов за тонну. Я не думаю, что до этого дойдет. Стоит вспомнить, что год назад какао-бобы продавались за 2500 долларов, а в 2000 году они стоили всего 650 долларов.
То, что происходит в Западной Африке, скоро ощутят в супермаркетах по всему миру. В ходе телефонной конференции с инвесторами 8 февраля, в день, когда цены на какао превысили предыдущий рекорд, Мишель Бак, генеральный директор The Hershey Co., предупредила о том, что нас ждет: «Мы будем использовать все инструменты из нашего набора инструментов, включая ценообразование, как способ управления бизнесом».
Хотя сегодняшнее затруднительное положение вполне может привести к взвинчиванию цен и сокращению инфляции в конце цепочки поставок, причина кризиса находится в начале цепочки в Западной Африке. Там четыре страны — Кот-д'Ивуар, Гана, Камерун и Нигерия — производят почти 75% мирового какао. Королем является Кот-д'Ивуар, который в обычный год производит 2 миллиона тонн – по сравнению с мировым потреблением в 5 миллионов тонн.
Огромная заслуга в том, что страна является лидером в мировой шоколадной индустрии, принадлежит Феликсу Уфуэ-Буаньи, фермеру, выращивающему какао, который стал первым президентом Кот-д'Ивуара после обретения независимости от Франции. Под его правлением с 1960 года до своей смерти в 1993 году он превратил свою страну в крупнейшего в мире производителя, обогнав Гану. Опираясь на высокие цены 1970-х годов, он использовал коричневое золото, чтобы изменить облик страны, построив новую столицу — Ямусукро, в том числе копию ватиканской базилики Святого Петра — и на какое-то время превратив Абиджан, коммерческий центр, в Манхэттен Западной Африки.
Уфуэ-Буаньи привлек миллионы африканских фермеров щедрыми стимулами, включая право собственности на землю для тех, кто сажал какао-деревья. За последние несколько десятилетий мир извлек выгоду из масштабного расширения производства, которое он спровоцировал.
Но низкие цены имели последствия. Последняя волна посадки деревьев в Западной Африке произошла в начале 2000-х годов, особенно на северо-западе Кот-д'Ивуара. Этим деревьям почти 25 лет, и их расцвет уже давно прошел. Земледелие также пришло в упадок из-за незначительного использования удобрений и пестицидов. Старые какао-деревья означают две проблемы: более низкую урожайность и повышенную уязвимость растений к плохой погоде и болезням. В этом году действуют оба фактора – они наказывают фермеров, которые упускают рекордные цены .
Местные рынки Кот-д'Ивуара и Ганы жестко контролируются правительствами, которые устанавливают официальные цены. Продавая вперед, чиновники гарантируют цену, но это также означает, что фермеры упускают выгоду. За урожай 2023-2024 годов ивуарийские фермеры получают 1000 центральноафриканских франков (1,63 доллара США) за килограмм, что примерно на 70% ниже текущей оптовой цены.
Результатом является жестокий разрыв между спросом и предложением. По моим наблюдениям в отрасли, даже если принять во внимание сдерживающее воздействие высоких цен на потребление, рынок движется к дефициту в размере от 300 000 до 500 000 тонн. Если это подтвердится, это станет крупнейшим дефицитом как минимум за 65 лет – и, возможно, за всю историю.
Поскольку спрос настолько превышает предложение, запасы будут падать третий год подряд. Внутри отрасли я слышал, что к концу сезона запасы какао, измеряемые соотношением запасов к потреблению, могут упасть всего до 25%, что сопоставимо с рекордно низкими уровнями, наблюдавшимися в 1970-х годах. Учитывая задержки в доставке, это означает, что отрасль практически не имеет запасов. Брокеры какао сообщают, что сейчас практически невозможно найти предложения бобов — несмотря на то, что на февраль приходится пик сбора урожая, когда склады в портах Западной Африки должны быть заполнены.
Есть и другая сторона проблемы поставок. За последние 30 лет спрос увеличился вдвое, и только гораздо более высокие цены, вероятно, замедлят эту тенденцию. Тем не менее, за пределами США и Европы мировое потребление шоколада в пересчете на душу населения остается небольшим, что создает новые рынки для расширения.
Решение не лежит на поверхности. И то, чего хотят потребители, противоречит потребностям производителей. Все, от руководителей шоколадных фабрик до торговцев какао и неправительственных организаций, провели XXI век, беспокоясь о неустойчивом балансе спроса и предложения. Когда я разговаривал со своим собеседником в Ямусукро более десяти лет назад, я путешествовал по Кот-д'Ивуару, документируя проблему старения деревьев и фермеров, ищущих лучший образ жизни.
Все это время фермеры были дойными коровами для всех интересов, кроме своих собственных: правительства облагали этот сектор высокими налогами; торговцы и кондитерская промышленность имеют более чем достаточно бобов, чтобы поддерживать цены на шоколад на доступном уровне, расширяя продажи растущему классу любителей сладкого; и, в конечном итоге, потребителей, которые увидели, как шоколад превратился из предмета роскоши в повседневное лакомство.
Не все согласны с тем, что текущие цены являются проблемой. Фермеры за пределами Западной Африки, у которых есть бобы на продажу – и возможность делать это по преобладающим рыночным ценам – наслаждаются невиданной в течение нескольких поколений неожиданной прибылью. Для жителей Эквадора, Бразилии, Индонезии и Перу кризис в Африке является благословением. Он наверняка приведут к тому, что нынешний бум обернется увеличением количества какао-деревьев.
Даже в Западной Африке взгляды другие. В то время как фермеры упустили лучший рынок какао за всю историю, власти Ямусукро в последние годы поощряли меньше сажать деревья, чтобы поднять цены и остановить вырубку лесов. К следующему сезону цены на сельскохозяйственную продукцию в Кот-д'Ивуаре, вероятно, вырастут, что даст фермерам денежные вливания. Во многих отношениях нынешняя ситуация порадовала бы Уфуэ-Буаньи, который мечтал о картеле какао в одной стране, а Кот-д'Ивуар фиксировал мировую цену.
Я не убежден, что изменение климата имеет какое-либо отношение к нынешнему кризису, несмотря на то, что многие эксперты связывают проблему именно с ним. Несезонные дожди, повредившие урожай, скорее связаны с погодным явлением Эль-Ниньо, чем с глобальным потеплением. Тем не менее, очевидно, что более непредсказуемая погода в будущем может стать еще одним препятствием для сектора какао.
Для кондитерской отрасли острой проблемой являются цены. Я сомневаюсь, что сектор сможет переложить все более высокие затраты на потребителей. Таким образом, прибыль может упасть, а рост спроса на шоколад замедлиться или даже повернуть вспять. Производители шоколада для массового рынка (например, какао, которое входит в состав шоколада Pain au Chocolate) пострадают. Потребители неизбежно будут платить больше.
Кризис необходим. Миру нужны более высокие цены, чтобы стимулировать повторную посадку миллионов новых деревьев и лучший уход за нынешними. Если бы каждый фермер применял немного больше удобрений и имел под рукой пестициды, производство могло бы восстановиться. Текущий или прогнозируемый рост спроса на шоколад должен замедлиться, если не упасть. Очевидно, что глобальные запасы какао не могут продолжать снижаться. В конечном счете, какао — это всего лишь еще один товар, переживающий бумы и спады. В течение следующих нескольких лет рыночные силы восстановят баланс на рынке, но всем придется подготовиться к нескольким годам более высоких цен.
Хавьер Блас — обозреватель Bloomberg Opinion, освещающий вопросы энергетики и сырьевых товаров. Он является соавтором книги «Мир на продажу: деньги, власть и торговцы, обменивающие ресурсы Земли».
Подготовлено ProFinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены какао выросли на 40% с начала года до рекордно высокого уровня
Какао и железная руда в 2023 году подорожали, а цены на энергоносители упали
Цены на какао в Нью-Йорке достигли пика за 12 лет после достижения максимума за 46 лет в Лондоне