Сегодня этот тезис выглядит гораздо менее убедительно. Цены на литий и никель, которые жизненно важны для батарей, используемых в электромобилях (EV), резко выросли в 2021 и 2022 годах, а потом так же резко рухнули Никель подешевел почти на 50% по сравнению с началом 2023 года. Падение лития было еще более глубоким: цена снизилась более чем на 80% за тот же период. Индекс Bloomberg Commodity Index, включающий корзину продуктов питания, топлива и металлов, с середины 2022 года упал на 29%.
Прогнозы спроса на нефть также сильно разнятся в зависимости от предположительных планов правительств по отлучению потребителей от нефти. Международное энергетическое агентство ожидает, что спрос на нефть увеличится до 106 млн баррелей в сутки (б/с) к 2028 году по сравнению с 102 млн б/с в прошлом году, а глобальный спрос достигнет пика вблизи этого уровня. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) считает, что спрос будет расти в два раза быстрее в ближайшие пять лет, до 110 млн баррелей в сутки, а затем замедлится, но все равно будет подрастать еще лет двадцать.
Трудности зеленого перехода
Торговать сырьевыми товарами всегда было непросто: цены зависят от непредсказуемых экономических циклов, а также от производственных мощностей нефтяников, фермеров и шахтеров. Но сейчас это просто кошмар. Помимо привычных опасений, инвесторам приходится бороться с потоком политических и технологических неопределенностей, начиная от развития технологий аккумуляторов и заканчивая готовностью правительств к субсидиям. И именно эти вопросы будут определять темпы зеленого перехода.
Электромобили
Начнем с рынка электромобилей. Он, очевидно, все еще растет: в 2023 году во всем мире было продано 14 млн электромобилей, что на 35% больше, чем в предыдущем году. Но как быстро он продолжит расти? И новые, и подержанные электромобили стоят на американских автостоянках дольше, чем их бензиновые конкуренты. Volkswagen сообщает, что доля электромобилей в продажах в 2023 году составила 8-10%, снизившись с 11% годом ранее. Ford и GM входят в число автопроизводителей, которые отложили строительство заводов по производству электромобилей и аккумуляторов в прошлом году. Осторожность по отношению к сектору тянет вниз Tesla: в этом году акции компании подешевели на 26%. А будут ли электромобилям по-прежнему нужны те же материалы для батарей? Новые натрий-ионные батареи не требуют ни никеля, ни лития. Если они начнут вытеснять существующие типы, спрос на эти металлы резко упадет.
Политика
Политические соображения также все труднее отслеживать, поскольку вектор движения больше не является односторонним. Политики по всему развитому миру начинают беспокоиться о стоимости энергетического перехода. В сентябре Британия отложила запрет на двигатели внутреннего сгорания. В преддверии выборов в Европейский парламент в июне проект манифеста правоцентристской Европейской народной партии теперь выступает против прямого запрета на такие двигатели. Может быть, это косметические изменения, а, может, начало более глубокого сдвига в экологической политике. Инвесторам в сырьевые товары нужен ответ.
И дело не только в западной политике и спросе. Во время последнего сырьевого суперцикла строительство Китаем миллионов квартир, сотен тысяч миль дорог и прочей инфраструктуры поддерживало быстрый рост спроса на сырьевые товары. Сейчас спрос со стороны второй экономики мира гораздо менее определен. Китайская экономика притормаживает значительно, а инвестиции в недвижимость упали, поскольку правительство пытается постепенно сдуть пузырь, которое само же и раздуло. В то же время цены на медь оказались удивительно устойчивыми, снизившись всего на 9% за последние 12 месяцев. Это отражает стремление Китая к самообеспечению энергией, включая солнечную и гидроэнергетику.
Пожалейте любого, чья работа — прогнозировать то, как эти факторы будут срабатывать в течение следующих 12 месяцев. Если получить точное представление о компромиссах в западной политике сложно, то разгадать стратегии более закрытого китайского правительства практически невозможно. Очевидно, что старые методы анализа сырьевых рынков больше не работают. Без понимания спроса на новые транспортные средства, технологий внутри них и политики нулевых выбросов любые ставки на будущее сырьевых рынков будут мало чем отличаться от гадания.
Вывод
Обещание нового суперцикла на рынке сырьевых товаров, вызванного зеленым переходом, пока не оправдалось. Цены на ключевые металлы для батарей резко упали, а прогнозы спроса на нефть сильно разнятся. Политическая неопределенность и неопределенность в отношении технологий добавляют еще больше сложности. Инвесторам следует проявить осторожность и не ждать повторения прежних циклов — нынешний рынок сырьевых товаров, возможно, навсегда изменился.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Economist
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Никель — главный аутсайдер года в секторе металлов
Цена на литий падает из-за замедления спроса на электромобили в Китае