Российский морской экспорт угля в Азию в последние месяцы сократился, причем снизились поставки как энергетических марок, так и металлургического угля, используемого для производства стали.
Экспорт угля всех марок, по оценкам товарных аналитиков Kpler, составил 8,48 миллиона тонн в феврале, что немного выше январского показателя в 8,37 миллиона.
Однако это небольшое увеличение произошло после шести месяцев снижения подряд, и февральский экспорт также был на 21,6% ниже 10,81 млн тонн, вывезенных в феврале 2023 года.
Угольщики в России переключились с продаж в основном в Европу на рынки Азии после начала конфликта на Украине в феврале 2022 года, в результате которого западные страны ввели санкции против российского экспорта энергоносителей.
В апреле прошлого года объем российского морского экспорта угля в Азию достиг максимума - 14,69 миллиона тонн, что почти вдвое больше, чем в месяцы, предшествовавшие началу СВО.
Значительная часть прироста пришлась на увеличение поставок в Индию, которая является вторым по величине импортером угля в мире после Китая.
Россия смогла захватить долю рынка в Индии, предлагая значительные скидки, особенно на энергетический уголь, который в основном используется для производства электроэнергии.
Однако российскому энергетическому углю становится все труднее конкурировать по цене с сортами из азиатских стран - экспортеров Индонезии и Австралии, а также ЮАР, которая известна как крупный поставщик угля как в Европу, так и в Азию.
Российский экспорт энергетического угля в Индию в феврале снизился до 557 935 тонн по сравнению с 1,06 млн тонн в январе и стал самым слабым месяцем с ноября 2022 года, согласно данным Kpler.
Российские делегаты на конференции Coaltrans India, прошедшей в конце февраля в западном штате Гоа, заявили, что им становится все труднее зарабатывать на поставках энергетического угля в Индию.
Представитель одного из российских производителей, выступая на условиях анонимности, сказал, что рост стоимости фрахта фактически свел прибыль к нулю, а некоторые грузы, направляющиеся в Индию, стали убыточными.
Не только рост стоимости фрахта негативно сказывается на экспорте российского энергетического угля в Индию: цены на конкурирующее топливо от других поставщиков также снизились в последние месяцы.
Индонезийский уголь с энергетическим содержанием 4200 килокалорий на килограмм (ккал/кг), по оценке агентства Argus, завершил прошлую неделю на отметке 58,17 доллара за тонну.
Эта марка угля торгуется в относительно узком диапазоне около 58 долларов за тонну с ноября, но это все еще значительно ниже пика 2023 года, достигнутого в январе на уровне 87,55 доллара.
Более низкие цены
Австралийский энергетический уголь с содержанием энергии 5500 ккал/кг, который предпочитают индийские покупатели, на прошлой неделе стоил 95,77 доллара за тонну, что несколько ниже, чем 96,66 доллара на предыдущей неделе.
С ноября он также торгуется в довольно узком диапазоне от $93 до $96 за тонну и снизился на 29 % по сравнению с максимумом 2023 года в $135,29, достигнутым в середине января.
Снижение цен на индонезийский и австралийский уголь означает, что российские поставщики вынуждены последовать их примеру.
Торговля углем между европейскими портами России и Индией также может оказаться под угрозой из-за нападений на судоходство в Красном море со стороны йеменской группировки Хути.
Хотя российские грузы не подвергались нападениям, судоходные компании и страховщики стали беспокоиться о транзите через Суэцкий канал и Красное море, и суда перенаправляются на более длинный и дорогостоящий маршрут вокруг мыса Доброй Надежды.
Российский экспорт металлургического угля в Азию также испытывает трудности: в феврале объем поставок составил 1,73 миллиона тонн, что является самым низким показателем с августа 2021 года, и снизился с 2,32 миллиона тонн в январе.
Российский морской экспорт в Азию высокоэнергетического угля, используемого для производства стали, достиг пика в 4,47 млн тонн в марте 2023 года и, за исключением июня того года, до ноября держался на уровне выше 3 млн тонн в месяц.
Однако с тех пор российский экспорт для основных покупателей - Индии и Китая - сократился: в феврале поставки в Индию упали до 17-месячного минимума в 489 207 тонн по сравнению с 1,09 млн в январе и пиком в 1,51 млн в марте прошлого года.
Экспорт российского морского металлургического угля в Китай в феврале составил 587 751 тонну, что немного выше январского показателя в 576 435 тонн, но эти два месяца были самыми слабыми с декабря 2021 года и значительно ниже пика в 2,13 миллиона тонн, достигнутого в марте 2023 года.
Общая картина экспорта российского угля в Азию такова: западные санкции сократили число покупателей, готовых принимать грузы, и теперь снижение цен на конкурирующие марки усложняет для российских шахтеров возможность выгодно отправлять грузы в Азию.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Экспорт энергетического угля из Индонезии может сформировать новый рекорд на старте 2024 года
Мировой экспорт угля достиг рекордного максимума в 2023 году
Ветер обгоняет уголь в производстве электроэнергии в Европе