Перебои на основных мировых торговых маршрутах, закрытие нефтеперерабатывающих заводов и оживление спроса приводят к росту мировых цен на топливо и затрудняют прогнозы в преддверии президентских выборов в США, на которых инфляция будет одним из ключевых вопросов.
Рост цен на два самых потребляемых вида топлива опережает рост цен на сырую нефть на некоторых важнейших мировых рынках. Фьючерсы на бензин в США резко подскочили в последние недели и теперь подорожали более чем на пятую часть в этом году, а дизельное топливо в Европе подорожало на 10 %. Прибыль нефтеперерабатывающих предприятий во многих регионах также превышает сезонные нормы, что свидетельствует о напряженности ситуации по мере приближения пика летних поездок.
Перебои в производстве топлива - сочетание плановых работ, незапланированных отключений и атак беспилотников на российские объекты - привели к росту цен. Они были вызваны ростом стоимости морских перевозок из-за нападений хути в Красном море и засухи в Панамском канале, а также нарушениями в цепочке поставок, вызванными западными санкциями против РФ.
И хотя в этом году планируется ввести в эксплуатацию новые нефтеперерабатывающие мощности с выпуском более миллиона баррелей топлива в день, эти проекты, как известно, склонны к задержкам. Ряд неизвестных затрудняет прогнозирование того, сколько топлива будет доступно в год, когда мировой спрос на нефть побьет очередной рекорд, а избиратели в крупнейшей экономике мира придут на выборы.
Существует риск, что цены на бензин премиум-класса могут достичь многолетнего максимума в этом году, говорит Мукеш Сахдев, глава отдела торговли нефтью и исследований в области переработки и сбыта в Rystad Energy AS.
"Президент Байден мало что сможет сделать к выборам, если это (пик цен) произойдет", - сказал он. "Стратегические запасы нефти невелики, и у правительства США мало рычагов для снижения цен на бензин".
Средняя цена на бензин в США сейчас на 60% выше, чем в начале ноября 2020 года - потенциально значимый фактор для американских избирателей, когда они сравнивают, насколько обеспеченными они чувствуют себя сейчас по сравнению с тем временем, когда президент Джо Байден был впервые избран. Запасы бензина и дизельного топлива в стране значительно ниже сезонных норм, что означает меньшую подушку безопасности, чем обычно.
Крекинг дистиллятов - стоимость дизельного топлива и авиакеросина по сравнению с ценами на сырую нефть - выиграет от очень низких запасов и снижения производства в краткосрочной перспективе, поскольку нефтеперерабатывающие заводы сосредоточатся на выпуске бензина, отметила Goldman Sachs Group Inc. в отчете на этой неделе.
Одна из крупнейших американских нефтеперерабатывающих компаний, Valero Energy Corp., заявила ранее в этом году, что ожидает длительного периода запуска новых глобальных мощностей, что будет означать, что баланс спроса и предложения останется относительно жестким в ближайшем будущем.
Крупный нигерийский нефтеперерабатывающий завод Dangote после многолетних задержек наконец-то начал экспортировать топливо. Однако остаются вопросы о том, когда он выйдет на полную мощность и в какие сроки будут введены в эксплуатацию конкретные установки, влияющие на тип производимых нефтепродуктов. Аналогичная история и с заводом Petroleos Mexicanos в Дос-Бокасе (Мексика).
«Мы ожидаем, что рентабельность нефтепродуктов останется высокой и нестабильной по сравнению с прошлым периодом», — сказал Даан Стрейвен, руководитель отдела исследований нефти в Goldman Sachs. По его словам, сильный рост спроса на нефтепродукты будет примерно соответствовать чистому приросту нефтеперерабатывающих мощностей в этом и следующем году.
Кроме того, возникает вопрос о том, как повлияют перебои с поставками нефти и сырья на производство топлива. Санкции против российской нефти, рост сланцевой добычи в США, сокращения ОПЕК+ и изменения в мировых торговых потоках, вызванные тем, что суда избегают маршрута через Суэцкий канал из-за атак хути, - все это влияет на решения о том, какие виды топлива будут производиться.
Для мирового рынка бензина одним из самых больших вопросов является доступность компонентов, повышающих октановое число, используемых для производства топлива, особенно с приближением летнего сезона вождения в США, в то время как экологические нормы также создают сложности.
Санкции, введенные против России, помогли облегчить добычу сырой нефти в Европе и США, оказав давление на производство таких компонентов, как алкилат и риформат, сказал Хорхе Молинеро, аналитик Sparta Commodities. По его словам, проблема вряд ли исчезнет в этом году.
В целом, мировые мощности по переработке сырой нефти, согласно прогнозам, вырастут более чем на 1,5 миллиона баррелей в день в этом году, немного опережая рост спроса на 1,4 миллиона, хотя прогнозы различаются в зависимости от топлива, сказал Джордж Дикс, аналитик по нефтепереработке консалтинговой компании Energy Aspects Ltd.
Маржа нефтепродуктов, как ожидается, будет ниже, чем в предыдущем году, но выше исторического уровня, сказал он. Это связано с тем, что новым заводам требуется время для ввода в эксплуатацию, а также из-за неэффективности переработки, вызванной перенаправлением российской нефти и нефтепродуктов, сказал Дикс.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Цены на бензин в США достигли 11-месячного минимума как раз к праздничным покупкам