Сделку по покупке контрольного пакета акций компании Saras, которой принадлежит НПЗ на Сардинии, у семьи итальянского миллиардера Массимо Моратти согласовали менее чем через год после того, как Vitol проиграла своему конкуренту Trafigura битву за контроль над другим гигантским НПЗ на Сицилии. Незадолго до этого нефтеперерабатывающие мощности Европы находились в долгосрочном упадке: крупные нефтяные компании закрывали заводы, пытаясь достичь нулевых выбросов и не умереть под натиском электромобилей.
Однако горячие конфликты на Украине и в Красном море побудили аналитиков энергетического сектора пересмотреть свои ожидания. Теперь считают, что у НПЗ может быть прибыльное будущее благодаря возросшей рентабельности таких продуктов нефтепереработки, как дизельное топливо и бензин. Маржа может увеличиться еще больше, если Европа столкнется с новыми потрясениями на стороне предложения.
Риски, связанные с внезапной геополитической нестабильностью, отчетливо проявились на этой неделе, когда удары украинских дронов по НПЗ внутри России привели скачку цен на нефть марки Brent на 2,7%.
«Для НПЗ, которые смогут продержаться дольше всех, и для компаний с более высокой толерантностью к риску, приобретающих эти стареющие активы, возможно, как никогда выгодно перерабатывать сырую нефть в Европе», — сказал Эллиот Рэдли, глава отдела ценообразования на европейские нефтепродукты в компании Argus Media, которая поставляет статистические данные по нефтяному рынку.
По данным Argus, к 2026 году дистилляционные мощности Европы сократятся примерно на 7% по сравнению с уровнями 2020 года. Учитывая закрытие и продажу заводов, Shell сократит свои мощности на 33% за этот период, а BP — на 10%.
Более жесткие ограничения мощностей уже помогли повысить премию, или дополнительную сумму, которую НПЗ могут взимать за дизельное топливо сверх ориентировочной цены на сырую нефть. В этом году, по данным Argus, она в среднем составила $29,77 за баррель. Это намного выше $15,69 за баррель в период с 2010 по 2019 год. Между тем премия за бензин в этом году достигла $18,09, что примерно втрое выше среднего показателя 2010-2019 годов.
Хотя эти уровни ниже пиковых $38,82 за дизельное топливо и $24,21 за бензин, зафиксированных сразу после начала военного конфликта на Украине в 2022 году, они значительно превышают долгосрочные средние, несмотря на вялый экономический рост в некоторых развитых странах. Рост премий на нефтепродукты был гораздо больше, чем движение референсных цен на нефть: фьючерсы на газойль, отслеживающие торговлю дистиллятами в Европе, в этом году выросли на 13,2%, а фьючерсы на нефть марки Brent — на 10,7%.
Теперь Европа больше зависит от импорта нефтепродуктов, но она уязвима для шоков предложения, таких как атаки на морские суда в Красном море. Многие поставщики из Азии выбирают более длинный маршрут через Южную Африку.
«Жизнь стала сложнее для Европы, потому что наши продукты должны поступать издалека, а если нам понадобится дизельное топливо, краткосрочных поставок не будет», — сказал Рассел Харди, гендиректор Vitol, на недавней энергетической конференции в Лондоне.
Рынок нефтепродуктов более уязвим
Рынок нефтепродуктов, вероятно, будет «более интересным», чем рынок сырой нефти, считает Харди. «Рынки нефтепродуктов более уязвимы... Вот где мы видим напряжение и нагрузку... Нам нужно улучшить наши перерабатывающие мощности». До введения ЕС запрета на импорт около трети нефтепродуктов в Европе поставлялось из России. Согласно оценкам консалтинговой компании Wood Mackenzie, эти санкции не смягчатся как минимум до 2030 года, а нарушения поставок в Красном море, вероятно, сохранятся в течение всего года.
Тем не менее стойкость бензина, который обычно дорожает в сезон отпусков в США, удивила аналитиков.
Наталия Лосада, аналитик по нефтепродуктам Energy Aspects, сказала, что цены на бензин поддерживаются переходом на гибридные автомобили, требующие моторного топлива, а также восстановлением туризма после пандемии Covid-19 и нехваткой компонентов для производства бензина, соответствующего европейским летним спецификациям.
Европейские НПЗ приспособлены к российской «среднесернистой» нефти, но переход на другие сорта сырья снизил загрузку их мощностей, отметил Якуб Засада, директор по природным ресурсам и товарам в Европе, на Ближнем Востоке и в Африке в Fitch Ratings. Кроме того, ограничение добычи Саудовской Аравией также сократило доступность аналогичной нефти, которая могла бы заменить привычное российское сырье.
Ранее аналитики Wood Mackenzie прогнозировали, что европейским НПЗ потребуется рационализация в 2024-2025 гг., но консалтинговой компании «пришлось пересмотреть эту точку зрения», сказал Алан Гелдер, вице-президент по нефтепереработке, нефтехимии и нефтяным рынкам. Теперь Гелдер ожидает, что НПЗ будут пользоваться «хорошей маржой» в течение оставшейся части десятилетия. Вспышка Covid-19, которая обрушила спрос на нефть, ускорила консолидацию отрасли и оставила Европу с дефицитными поставками.
«Возросшая маржа привлекла других игроков», при этом крупные компании смогли найти покупателей на ненужные активы, отметил Гелдер. «В этом случае все выигрывают».
Одна из компаний, воспользовавшихся ситуацией, — лондонский нефтяной трейдер Prax Group, который в декабре согласился купить 37,5% акций НПЗ PCK в Швердте на северо-востоке Германии у Shell. Он также заключил сделку о покупке доли на НПЗ в Южной Африке у TotalEnergies. Однако появление новых НПЗ на Ближнем Востоке и в Африке может оказать давление на маржу.
«В целом мировой рынок топлива остается жестким, поддерживая маржу в краткосрочной перспективе, но сочетание более слабого спроса и появление новых перерабатывающих мощностей может быстро изменить общие макроэкономические условия», — сказал Засада из Fitch Ratings.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Finnacial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Нефть взяла паузу после достижения четырехмесячного максимума
Рост цен на бензин увеличивает инфляционный риск в год выборов в США