Недалеко от Таймс-сквер в центре Манхэттена на гигантском экране отображается быстро меняющаяся строка из 14 цифр. Вскоре эта цифра превысит 35 триллионов долларов, поскольку объем государственного долга США достигнет нового рекорда. На долговых часах США есть место для еще пары цифр, что позволяет отображать квадриллионы. Единственная загвоздка: траектория долгового бремени Америки уже кажется неустойчивой.
Долговые часы США были установлены в 1989 году, когда объем национальных заимствований не превышал $3 трлн. Вскоре эта цифра превысит $35 т. © Mario Tama/Getty Images
За ужином в шикарном кафе Boulud в нью-йоркском Верхнем Ист-Сайде брокерский миллиардер венгерского происхождения Томас Петерффи потчевал меня рассказами о своих успехах в бизнесе, но в то же время высказал тревожные мысли о долговом бремени. «Это неизбежно», - предсказал он. «Через пять лет или через 20 лет США объявят дефолт по своему государственному долгу».
Петерффи, выросший в коммунистической Венгрии, странно сентиментален в отношении этой идеи, ссылаясь на реструктуризацию долгов других крупных экономик, в том числе во время кризиса еврозоны в начале 2010-х годов. Однако не приходится сомневаться в том, что для крупнейшей экономики мира и страны, которая выпускает главную мировую валюту, дефолт по долгам вызовет глобальный крах.
Объем эмиссии уже вырос, а Федеральная резервная система США больше не сметает казначейские облигации в рамках своей программы количественного смягчения, которая сейчас сворачивается. Также выросла обеспокоенность по поводу использования базовых сделок с высокой долей заемных средств, в которых участвуют хедж-фонды, занимающиеся арбитражем казначейских облигаций и фьючерсов. Регуляторы и финансисты опасаются, что быстрое сворачивание позиций может привести к дезорганизации рынка, подобно кризису британских облигаций, который последовал за необеспеченным «мини-бюджетом» Лиз Трасс сокращением налогов в 2022 году. \\
Многие экономисты отвергают подобные прогнозы. Пол Кругман, написавший на прошлой неделе в New York Times, утверждает, что повышение налоговых поступлений или сокращение расходов всего на 2,1 процента от ВВП было бы вполне приемлемым способом исправить бюджетный дефицит. Прецеденты быстрого исправления ситуации тоже есть. Во время президентства Билла Клинтона в 1990-х годах сочетание правильной политики и удачи обеспечило высокие темпы роста, превратив напряженное долговое бремя в профицит бюджета.
И все же сегодня подобный сценарий кажется надуманным. Расходы были раздуты за счет резкой эскалации расходов на оборону на фоне возросшей геополитической напряженности и больших трат на восстановление экономики после пандемии Ковида. Джо Байден также счел необходимым продлить действие налоговых льгот Трампа, принятых в 2017 году. В преддверии выборов ни Байден, ни Трамп не обещают жесткой бюджетной дисциплины. Перспектива двухпартийного сотрудничества для решения проблемы растущего долга - заброшенная мечта Национальной комиссии по бюджетной ответственности Барака Обамы - кажется как никогда далекой.
По мнению одного высокопоставленного банкира с Уолл-стрит, это приводит к тому, что национальные финансы Америки выглядят тревожно, как покупка с использованием заемных средств. При ежегодных процентных выплатах в размере 1 трлн долларов и упрямо завышенных процентных ставках США делают агрессивную ставку на будущий экономический рост, напоминающую самую выгодную сделку с частным капиталом. По иронии судьбы, риск рефинансирования прямых инвестиций занимает важное место в повестке дня регулирующих органов как в США, так и в Великобритании.
Еще более тревожную аналогию можно провести с сектором коммерческой недвижимости - также с высоким уровнем заемных средств и под давлением сочетания повышения процентных ставок и снижения спроса на офисы. Брокеры по недвижимости считают, что по меньшей мере треть из $2 трлн кредитов на коммерческую недвижимость в США, которые необходимо рефинансировать к 2026 году, не смогут получить деньги. Это может спровоцировать новый виток кризиса региональных банков, который в прошлом году привел к гибели Signature Bank: под угрозой могут оказаться сотни небольших региональных банков, являющихся основой кредитования коммерческой недвижимости.
Такие перспективы должны найти отклик у бывшего застройщика и бывшего президента Дональда Трампа. Но если он будет переизбран, то, как ожидается, сохранит высокие темпы государственных расходов, одновременно снижая налоги - или, по крайней мере, продлевая сокращения, начатые им семь лет назад. Это будет далеко от фискального консерватизма, который диктует традиционный республиканизм, и мало что сделает для того, чтобы бюджетный дефицит снова стал приемлемым.
Подобная ирония не могла не понравиться Сеймуру Дерсту, покойному магнату недвижимости, который придерживался осторожного фискального подхода при создании империи недвижимости Durst Organization, стоимость которой, по последним подсчетам, превышает 8 миллиардов долларов. Именно он в 1989 году установил долговые часы США, когда объем национальных заимствований составлял менее $3 трлн. Можно с уверенностью сказать, что он был бы в ужасе от сегодняшнего бешеного долга.
Подготовлено Profinance.ru по материалам издания The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Китай продал рекордную сумму госдолга США с целью ухода от доллара
Победа Трампа будет хорошей новостью для доллара, но это не точно