За последний год объем торговли Австралии с Китаем вырос до рекордного уровня, поскольку отношения между двумя странами восстановились после разрушительного спора, вызванного пандемией Ковид-19, несмотря на более серьезную напряженность в сфере безопасности в регионе.
Согласно официальным данным австралийского правительства, общий объем торговли с Китаем в 2023 году достиг 219 млрд австралийских долларов (145 млрд долларов США), что является самым высоким показателем за всю историю, по сравнению со 168 млрд австралийских долларов в 2019 году, последнем году перед вспышкой пандемии и введением китайских тарифов и санкций.
Важность торговых связей была наглядно продемонстрирована в эти выходные, когда премьер-министр Китая Ли Цян начал четырехдневный визит, в ходе которого посетит горнодобывающие и винодельческие регионы Австралии. Поездка подчеркивает важность сырьевых товаров страны для китайской экономики, несмотря на то, что Канберра поддерживает более тесные связи с Вашингтоном в сфере безопасности.
Поездка - первая для высокопоставленного китайского лидера после визита бывшего премьера Ли Кэцяна в 2017 году - последовала за встречами на высшем уровне, включая визиты премьер-министра Австралии Энтони Албанезе и министра иностранных дел Пенни Вонг, поскольку Пекин и Канберра пытаются исправить пошатнувшиеся связи в прибыльных торговых отношениях.
Восстановление стоимости торговли было вызвано, в частности, ростом цен на железную руду - важнейший экспорт Австралии - и оживлением в сфере услуг после того, как во время пандемии путешествия и туризм сократились, а отношения испортились.
«Экономические отношения очень крепкие и растут, несмотря на весь шум», - говорит Ханс Хендришке, профессор китайского бизнеса и менеджмента в Сиднейском университете.
Дипломатические отношения стали самыми напряженными за последние десятилетия после того, как в 2020 году Пекин ввел карательные тарифы, санкции и неофициальные запреты на поставку австралийских товаров на сумму около 20 млрд австралийских долларов, включая уголь, ячмень и вино, а также задержал австралийских граждан.
Китай ввел тарифы в ответ на призыв тогдашнего премьер-министра Скотта Моррисона провести общественное расследование происхождения Covid-19, а также после того, как Австралия стала первой страной в мире, запретившей китайским поставщикам, включая Huawei, работать в своей телекоммуникационной сети 5G.
Избрание Албанезе в 2022 году стало катализатором разрядки напряженности, но Австралии удалось пережить санкции благодаря резкому росту мировых цен на сырьевые товары во время пандемии и диверсификации на другие рынки.
Тем временем австралийская железная руда и литий - важнейший ингредиент для аккумуляторов электромобилей и основа новых технологий Пекина - продолжали поступать в Китай, сохраняя экономическую устойчивость Австралии.
Лобстеры - единственный остаточный экспорт, на который все еще распространяются торговые ограничения 2020 года. Однако Дон Фаррелл, министр торговли Австралии, заявил на прошлой неделе, что он «очень уверен» в том, что барьеры на пути ракообразных скоро будут сняты.
Фаррелл добавил, что в апреле, в месяц после отмены тарифов, в Китай было поставлено вина на 86 млн австралийских долларов, и что он оптимистично настроен на «полное восстановление» торговли. До введения тарифов Австралия экспортировала в Китай вина на 1,2 млрд австралийских долларов в год.
Австралийская часть визита китайского премьера включала остановки в Аделаиде, где возобновление торговли будет приветствоваться виноделами, пострадавшими от перебоев с поставками, и Перте, центре добычи полезных ископаемых, где Ли и Албанезе проведут деловой круглый стол с представителями BHP, Rio Tinto, Fortescue и китайских горнодобывающих компаний, работающих в Австралии.
Это последует за трехдневной поездкой в Новую Зеландию в выходные, во время которой Ли объявил о введении безвизового режима и попросил поддержать вступление Китая в торговый пакт CPTPP. В понедельник на совместной пресс-конференции с Албанезе в Канберре он также продлил взаимный безвизовый режим для австралийцев. Обе страны являются членами возглавляемого США альянса безопасности «Пять глаз».
Ли также посетит исследовательский центр Fortescue по изучению экологически чистой энергии в пригороде Перта и крупнейший за пределами Китая завод по переработке гидроксида лития, которым управляют китайская компания Tianqi и австралийская IGO, испытывающая трудности с увеличением производства. Ее штаб-квартира построена в стиле китайского водного сада, с гигантскими каменными львами и китайскими фризами.
Хендришке сказал, что поездка на литиевый завод была «сигналом давления» на австралийские власти в связи с их важнейшими амбициями в области добычи полезных ископаемых. В этом месяце Австралия приказала связанным с Китаем фондам сократить свои инвестиции в компанию, добывающую редкоземельные металлы, ссылаясь на «национальные интересы».
«Хочет того Австралия или нет, но ей придется сотрудничать с Китаем по этим полезным ископаемым», - сказал он. «США будут настаивать против этого, но у них нет технологий».
Некоторые наблюдатели ставят под сомнение стратегию Канберры, направленную не только на восстановление, но и на расширение торговли с Пекином в то время, когда расколы в сфере безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе углубляются, а Австралия пытается выстроить цепочку поставок важнейших минералов, чтобы конкурировать с Китаем.
В ноябре Австралия заявила, что в результате использования китайским фрегатом гидролокатора пострадал водолаз австралийских ВМС, а в прошлом месяце Албанезе выразил протест после того, как китайский истребитель выпустил сигнальные ракеты на пути вертолета австралийских ВМС в международных водах.
В ответ на все более агрессивное поведение Китая в регионе Австралия также продвигает альянс безопасности Aukus с США и Великобританией и резко увеличивает расходы на оборону.
Один из бывших советников правительства сказал, что подход Канберры страдает «пирожничеством».
«Мы хотим во всеоружии противостоять Китаю, но при этом отчаянно желаем получить доступ к этому рынку для нашей железной руды и вина», - сказал советник.
"Стабилизация отношений была необходима, но что означает стабилизация в отношениях с Китаем? Со временем это будет все сложнее".
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Власти Австралии прогнозируют рост экспорта угля и железной руды на фоне устойчивого снижения цен
Пекин раскритиковал «протекционистское» расследование ЕС в отношении электромобилей