На южнокитайском предприятии по производству рождественских елок Golden Arts Gifts & Decor настроение не самое праздничное.
В связи с ростом стоимости грузоперевозок из-за нападений на суда в Красном море со стороны йеменской группировки боевиков Хути, менеджер компании Ричард Чан сказал, что этот год может стать одним из худших за более чем два десятилетия его работы в отрасли.
"Мы не говорим о том, чтобы получить прибыль в этом году. Нам просто нужно выжить", - сказал Чан. "Кризис в Красном море - это такая головная боль".
Производитель, в число клиентов которого входит Walmart и который экспортирует около 80 процентов своей продукции в США и Европу, говорит, что нападения привели к задержке поставок. В результате его клиенты просят отправлять заказы на месяц раньше, чем обычно.
Проблемы, с которыми сталкивается фабрика Чана, характерны для всего Китая, где производители заявили, что им трудно уложиться в сокращенные графики, поскольку покупатели из США и Европы требовали обрабатывать заказы заранее, чтобы обеспечить своевременную доставку в пиковый праздничный сезон.
Средняя стоимость перевозки 40-футового контейнера между Азией и Северной Европой в короткие сроки достигла 6855 долларов в конце июня, увеличившись более чем на 110 процентов за два месяца и примерно в пять раз по сравнению с тем же периодом прошлого года, согласно данным компании Xeneta, отслеживающей рынок грузоперевозок.
"Импортеры по всему миру, включая американских, нервничают из-за неопределенности и сбоев, которые происходят в настоящее время в связи с кризисом в Красном море", - сказал Саймон Хини, старший менеджер по исследованию контейнеров в морской консалтинговой компании Drewry. "Похоже, что он затягивается и конца ему не видно".
По словам Хини, около 19 процентов американских и 26 процентов европейских клиентов, опрошенных Drewry в мае, заявили, что переносят сроки отгрузки из-за опасений нарушения цепочки поставок.
По словам Томаса Айзенблаттера, исполнительного вице-президента по глобальным морским перевозкам берлинской компании Forto, некоторые опасаются, что планируемое повышение тарифов в США может привести к дальнейшему росту стоимости грузоперевозок, поскольку экспортеры спешат заранее отправить грузы до введения пошлин. Товары, на которые нацелились США, включают материалы, связанные с электромобилями, детали аккумуляторов и солнечные батареи.
Поскольку атаки хути - начавшиеся в ответ на войну Израиля в Газе после нападения ХАМАС 7 октября - продолжаются уже девятый месяц, суда выбирают более длинные маршруты, чтобы избежать Красного моря. Крупные судовладельцы в последние недели добавили новые суда и запустили новые рейсы из Китая. Но эти усилия не смогли полностью ослабить давление на китайских производителей.
Майкл Лу, президент китайского производителя подарочных коробок Brothersbox, который экспортирует продукцию таким клиентам, как Marks and Spencer, и имеет завод в Дунгуане, сообщил, что в некоторых случаях он платит за доставку товаров на запад на 40 процентов больше, чем в прошлом году. Не все эти расходы могут быть переложены на плечи покупателей.
Фабрика начала работать по выходным, чтобы удовлетворить требования некоторых западных клиентов о поставках на две недели раньше, чем ожидалось. Компании пришлось "пересчитать и переоценить наши производственные графики", сказал Лу.
Дэнни Лау, почетный председатель Ассоциации малых и средних предприятий Гонконга, в которую входят экспортеры с заводами в материковом Китае, сказал, что многие производители "пострадали" от ужесточения сроков.
"Дополнительная оплата за сверхурочную работу в материковом Китае может быть в 1,5-2 раза выше", - сказал Лау. "Будет удивительно, если производители смогут получить прибыль в этом году".
Энни Чунг, старший директор гонконгской компании Wah Lung Toys, производящей продукцию в материковом Китае, говорит, что повышение стоимости доставки и увеличение сроков поставки также "скорее всего, приведет к росту цен на импортные товары и потенциальным задержкам в наличии продукции в США и Европе" в этом году.
Однако возможности перевозчиков воспользоваться высокими спотовыми ценами ограничены, поскольку стоимость многих перевозок привязана к долгосрочным сделкам. Это, в сочетании с увеличением пропускной способности судоходной отрасли и более высокими затратами, связанными с более длинными экспортными маршрутами, ограничило потенциальный рост прибыли у таких перевозчиков, как Maersk и CMA CGM.
По словам одного из представителей отрасли, некоторые судоходные компании разрывают долгосрочные контракты, чтобы воспользоваться преимуществами высоких спотовых ставок.
По словам Хини из Drewry, с учетом перспективы введения новых тарифов США, поскольку и Джо Байден, и Дональд Трамп усиливают протекционистскую риторику, неясно, как долго продлится "порочный круг".
Чан из Golden Arts Gifts & Decor говорит, что компании пришлось взять кредит, чтобы купить новое оборудование и ускорить производство, чтобы сократить сроки изготовления.
Но это оказало давление на прибыль в то время, когда компания снижает цены, чтобы удержать американских и европейских покупателей, многие из которых стремятся приобретать товары за пределами Китая. "Все было так сложно", - сказал он.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Кризис в Красном море разжигает инфляцию в Азии
Танкеры с российской нефтью продолжают свободно плавать в Красном море
Кризис в Красном море оживит конфликт между Россией и Саудовской Аравией
Танкеры с саудовской и иракской нефтью избегают опасного Красного моря
Поставки продуктов оказались под угрозой из-за хаоса в Красном море