Следующий премьер-министр Великобритании Кейр Стармер провел предвыборную кампанию, обвиняя консерваторов Риши Сунака в "14 годах экономического провала", но у него нет очевидного быстрого решения, чтобы вывести страну из колеи медленного роста.
Уровень жизни населения стагнирует с тех пор, как консерваторы пришли к власти в 2010 году, а восстановление Британии после пандемии КОВИДа оказалось самым слабым среди богатых стран после Германии.
Экономические показатели, показывающие, на каком уровне находится Великобритания после 14 лет правления Консервативной партии
На графике показан рост ВВП стран G7 с 4 квартала 2019 года, Великобритания выделена особо. Reuters
Стармеру придется использовать подавляющее большинство лейбористов в парламенте, чтобы положить конец ощущению упадка, которое проявляется в неэффективной работе государственных служб, инфляции в личных финансах, нехватке жилья и слабых инвестициях в бизнес
Но в условиях, когда государственный долг составляет почти 100 % от валового внутреннего продукта, а налоги - самые высокие со времен Второй мировой войны, Стармер подчеркивает, что на поворот к лучшему потребуется время.
"Нам придется делать действительно жесткие вещи, чтобы продвинуть страну вперед", - сказал он избирателям за несколько дней до выборов. "Волшебной палочки не существует".
В отличие от 1997 года, когда лейбористы под руководством Тони Блэра сместили консерваторов, а экономика в тот год выросла почти на 5%, Стармеру, возможно, будет трудно добиться того, чтобы в обозримом будущем ежегодный рост британской экономики превысил 2%, как и в большей части вялой Европы.
Ожидается, что в этом году британская экономика вырастет менее чем на 1 %.
Мировой финансовый кризис 2007-2008 годов, который особенно сильно затронул Британию, сокращение государственных расходов во многих областях, а также потрясения, связанные с Brexit, COVID и ростом цен на энергоносители, в совокупности оказали негативное влияние на шестую по величине экономику мира.
Однако Стармер и его вероятный кандидат на пост министра финансов Рэйчел Ривз заявляют, что они не пойдут на заимствования для финансирования экономического роста, поскольку еще свежи воспоминания о крахе рынка облигаций в 2022 году при бывшем премьер-министре-консерваторе Лиз Трасс.
Они также пообещали не повышать налоги слишком сильно, оставив новому правительству мало места для маневра с бюджетом.
"Бюджетное наследство будет нелегким, и предстоит решить множество проблем", - говорит Лиззи Гэлбрейт, политэкономист из инвестиционной компании Abrdn.
В отличие от 1997 года, когда лейбористы ошеломили финансовые рынки, предоставив Банку Англии операционную независимость, их первый шаг в экономической политике, скорее всего, будет сдержанным.
Лейбористы планируют быстро реформировать архаичную систему планирования в Британии, чтобы ускорить инвестиции в строительство домов и инфраструктуру. Это станет частью плана по повышению производительности труда в стране, поддержке роста и увеличению налоговых поступлений для инвестиций в здравоохранение и другие государственные службы, испытывающие трудности.
График Reuters
Консерваторы не хотят расстраивать своих основных сторонников в пригородных районах, где, скорее всего, и будет происходить резкое увеличение объемов жилищного строительства.
Стармер обещает, что будет жестко бороться с барьерами на пути роста, но задача будет серьезной.
«Мы уже сталкивались с такой ситуацией, когда новое правительство обещало реформу планирования, а затем ее смягчали», — сказал Гэлбрейт из Abrdn.
График Reuters. Экономические показатели, демонстрирующие положение Великобритании после 14 лет правления Консервативной партии. На графике показано строительство новых домов в Великобритании в период с 2001-02 по 2022-23 годы. Подчеркнута ежегодная цель Консервативной партии в соответствии с манифестом на 2019 год.
Джек Пэрис, исполнительный директор InfraRed, международной компании по управлению инфраструктурными активами, ожидает, что лейбористы будут больше обращаться к частным инвестициям в "зеленую" энергетику и ускорят реализацию транспортных проектов.
"Новое правительство Великобритании должно предоставить инвесторам больше ясности и наглядности, а долгосрочная инфраструктурная стратегия станет катализатором того, что Великобритания снова станет одним из самых привлекательных направлений для долгосрочных инвесторов", - сказал он.
Брошенная Британия
В списке дел Стармера также стоит обратить вспять постпандемический рост числа людей, покидающих рынок труда по причине болезни, что уже сделали другие богатые экономики.
По оценкам Boston Consulting Group и Конфедерации NHS, представляющей большую часть службы здравоохранения, возвращение на рынок труда трех четвертей выбывших с 2020 года работников может увеличить налоговые поступления в общей сложности на 57 миллиардов фунтов стерлингов в течение следующих пяти лет.
Для сравнения: Великобритания тратит на содержание своей системы правосудия около 11 миллиардов фунтов стерлингов в год.
План роста Стармера также включает снижение некоторых барьеров в торговле с Европейским союзом. Но он исключил серьезный пересмотр британского соглашения о Brexit.
Экономисты говорят, что нынешняя политика лейбористов вряд ли будет иметь большое значение, не говоря уже о достижении цели Стармера — превращения Великобритании в лидера «Большой семерки» по устойчивому экономическому росту, чего ей с трудом удавалось добиться со времен Второй мировой войны.
Увеличение государственных инвестиций будет способствовать росту экономики, однако обещания лейбористов сократить иммиграцию могут иметь противоположный эффект.
Аналитики Goldman Sachs считают, что реформы лейбористов ускорят экономический рост Великобритании в 2025 и 2026 годах всего на 0,1 процентного пункта в год.
Экономисты, опрошенные агентством Reuters в прошлом месяце, ожидали, что экономика вырастет на 1,2% в 2025 году и на 1,4% в 2026 году, что составляет менее половины темпов роста за 10 лет до 2007 года.
Однако в некотором смысле лейбористы унаследовали экономику, которая переживает переломный момент, и Сунак тщетно пытался убедить в этом избирателей.
После рецессии 2023 года началось восстановление, и высокая инфляция сейчас спала, что позволяет Банку Англии начать снижать процентные ставки, возможно, уже в следующем месяце. Деловая и потребительская уверенность растут.
Стармер утверждает, и многие руководители предприятий с ним согласны, что политическая стабильность поможет привлечь инвестиции в Великобританию после восьми бурных лет, в течение которых страной управляли пять разных премьер-министров-консерваторов.
Инвесторы уже начинают позитивно относиться к более низкому уровню риска в Великобритании на фоне растущего популизма во Франции и США.
Лора Фолл, управляющая портфелем в Janus Henderson Investors, связала недавнюю превосходящую динамику акций Великобритании с этим изменением восприятия.
«Относительно, Великобритания, с политической точки зрения, выглядит в гораздо лучшей форме», — сказала она.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - Новости ProFinance.Ru и события рынка в Telegram
По теме:
Инфляция в Великобритании преподнесла самый большой сюрприз с 2009 года