"Я непоколебимо верю, что в 2047 году, когда государство будет праздновать 100-летие независимости, моя страна будет развитой Индией".
Так Нарендра Моди, премьер-министр Индии, обратился к своей стране в День независимости 2023 года. Является ли его стремление осуществимым? Да. Правдоподобно ли оно? Нет. Но все же вполне вероятно, что к тому времени Индия станет сверхдержавой с экономикой, по одному из показателей не уступающей американской. Как же Индия может достичь этого? С какими проблемами она столкнется? Что это может означать для всего мира?
Я затронул тему экономического будущего Индии в своих лекциях, прочитанных на прошлой неделе в Национальном совете прикладных экономических исследований и Обществе единства и доверия потребителей в Нью-Дели. Я проиллюстрировал проблему превращения в страну с высоким уровнем дохода, сравнив Индию с самой бедной страной, отнесенной МВФ к категории "развитых", - Грецией.
В 2023 году ВВП Индии на душу населения по паритету покупательной способности (ППС) составлял чуть менее четверти от ВВП Греции. Если ВВП Греции на душу населения вырастет всего на 0,6 процента (тенденция 1990-2029 годов, по прогнозам МВФ), а Индии — на 4,8 процента (тенденция 1990-2029 годов), ВВП Индии на душу населения составит всего 60 процентов от ВВП Греции в 2047 году. Если ее ВВП на душу населения сравняется с ВВП Греции к 2047 году, темпы роста ВВП на душу населения должны будут вырасти до 7,5 процента в год. Этот темп роста не будет намного ниже темпов роста Китая в период с 1990 по 2012 год, когда он достиг поразительного годового темпа в 9 процентов. (См. диаграммы.)
Совсем другая картина наблюдается в отношении общего размера ВВП. По прогнозам ООН, к 2050 году население Индии составит 1,67 млрд человек против 1,32 млрд в Китае и 380 млн в США. При более чем четырехкратном превышении численности населения Индии будет нетрудно сравняться с США по объему экономического производства. Действительно, если ВВП Индии будет расти всего на 5 процентов в год до 2047 года (что гораздо ниже годового тренда 1990-2029 годов в 6,3 процента), а ВВП США будет расти на 2,3 процента (аналогичный тренд 1990-2029 годов), то экономика Индии (по ППС) сравняется с экономикой США. \\
При этом США все равно будут более технологически развитыми и с гораздо более высокой производительностью труда. Вряд ли Индия когда-нибудь сравнится с Китаем по уровню промышленного производства: доля ее промышленного сектора в ВВП не только намного меньше, чем у Китая, но уже находится в стадии снижения. И все же размер имеет значение: с огромным населением и крупной экономикой Индия могла бы стать сверхдержавой, не вполне соответствующей Китаю или США, но, несомненно, великой державой.
Что может помешать этому? Одной из причин может стать замедление темпов роста мировой экономики, отмеченное в опубликованных МВФ в апреле 2024 года "Перспективах развития мировой экономики". Влияние и масштабы этого структурного замедления (с учетом замедления роста Китая и элементов демографических изменений) могут быть усугублены резким ростом протекционизма, вызванным возможным переизбранием Дональда Трампа. В более долгосрочной перспективе климатический кризис может повлиять на экономический рост, а также на благосостояние людей в более широком смысле, как я утверждал на прошлой неделе. Также далеко не исключена война между сверхдержавами. В противовес этому некоторые надеются, что искусственный интеллект возобновит экономический рост. Но это сомнительно.
Важнейшим моментом является то, что индийцам необходимо, чтобы их экономика росла как минимум в два раза быстрее, чем мировое производство. Это означает, что для того, чтобы торговый коэффициент не снижался, экспорт также должен расти как минимум вдвое быстрее, чем мировое производство: в противном случае экономика станет еще более закрытой.
В своей недавней работе Шумитро Чаттерджи и Арвинд Субраманиан выступают против протекционизма в торговле. Они отмечают широко распространенное мнение о том, что "Индия - большая страна с большим рынком". Однако реальный объем рынка товаров и услуг, пригодных для торговли, составляет от 15 до 45 процентов ВВП, учитывая повсеместную бедность.
Опять же, некоторые утверждают, что "экспорт не играет важной роли в индийском росте". Но на самом деле экспорт имеет решающее значение, и не в последнюю очередь потому, что он оплачивает необходимый импорт, повышает конкуренцию и открывает доступ к мировым ноу-хау. Наконец, люди утверждают, что "глобальные возможности исчезают". Но в 2022 году доля Индии в мировом товарном экспорте (без учета торговли внутри ЕС) составляла всего 2,2 процента, в то время как доля Китая - 17,6 процента. Даже экспорт коммерческих услуг составлял всего 4,4 процента от общемирового объема, что намного ниже доли США, составляющей 12,8 процента, и Китая, равной 6 процентам.
Кроме того, что очень важно, у Индии есть сильные стороны. Это очевидный "плюс один" в мире "Китай плюс один". У Индии хорошие отношения с Западом, для которого она стратегически важна. Но она также достаточно важна и для всех остальных. Она может стать тем, что МВФ называет "страной-коннектором" в мировой экономике. Действительно, она может и должна играть ведущую роль в либерализации торговли, как внутри страны, так и во всем мире. Преимуществом Индии также является ее диаспора, которая пользуется огромным влиянием, особенно в США. Не в последнюю очередь человеческие ресурсы Индии дают ей возможность со временем диверсифицировать и модернизировать экономику. Она должна использовать это. Одним словом, размер страны придает ей вес. Индия не просто подвержена влиянию мира, она может и должна влиять на него.
Однако самое важное - это то, как Индия управляет собой. Ее главные задачи - внутренние: поддержание стабильности, улучшение образования, защита верховенства закона, модернизация инфраструктуры, создание первоклассной среды для инвестиций, поощрение притока инвестиций и ускорение перехода к экологически чистой энергии.
Недавние выборы вселили в меня больше оптимизма. В стране должно остаться стабильное правительство. Но BJP Моди потерпела поражение. Я надеюсь, что это убедит правительство сосредоточить свои усилия на экономике и благосостоянии населения, а не на культурных войнах в самой Индии. Индия может стать влиятельной и чрезвычайно важной стабилизирующей силой в мире. Мы все должны надеяться, что она справится с этой задачей.
Мартин Вульф
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Citi отдает предпочтение индийской рупии в преддверии включения страны в мировой индекс облигаций
Индийские облигации — лучший выбор в Азии для JPMorgan
Баффет увидел перспективы в Индии
Экономика Китая временно превзойдет американскую в 2037, но их обоих обойдет Индия в 2080 — CEBR