Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пошел на значительное обострение конфликта. В течение нескольких часов израильские вооруженные силы нанесли авиаудар по Бейруту, целью которого был высокопоставленный член ливанской группировки боевиков "Хезболла", а ХАМАС и Иран обвинили его в убийстве политического лидера палестинской группировки во время теракта в Тегеране.
Высокопоставленный представитель ХАМАС Исмаил Хания демонстрирует победный знак в иранском парламенте в Тегеране во вторник, всего за несколько часов до своей смерти © Abedin Taherkenareh/EPA-EFE/Shutterstock
Израиль заявил, что убил Фуада Шукра, командира "Хизбаллы", который считается приближенным к лидеру группировки Хасану Насралле. Но он никак не прокомментировал удар, в результате которого погиб Исмаил Хания, высокопоставленный представитель ХАМАС. Обычно он не отрицает и не подтверждает целенаправленные убийства в Иране.
Нетаньяху, несомненно, делает ставку на то, что удары станут сигналом сдерживания для врагов его страны и одновременно сплотят израильтян после нескольких месяцев политических потрясений. Но этот шаг с высокими ставками рискует привести к тотальной войне на Ближнем Востоке. Регион опасался этого с момента нападения ХАМАС 7 октября и последующего наступления Израиля в Газе.
Израиль угрожал ответными мерами после того, как в субботу в результате ракетного удара на оккупированных Голанских высотах погибли 12 подростков на футбольном поле, в чем и он, и США обвинили "Хизбаллу". Но удар по одному из главных помощников Насраллы в бейрутском центре "Хизбаллы" оказался в верхней части шкалы ожидаемых ответных мер.
Израиль впервые нанес удар по "Хизбалле" в ливанской столице с 7 октября, и Шукр стал самым высокопоставленным лидером группировки, которого Израиль убил за последние годы. (Хизболла только что подтвердила его гибель — прим. ProFinance.ru. Сообщение BBC: тело Фуада Шукара опознано, и "Хезболла" уже проинформировала его семью. Официальное объявление может появиться в ближайшее время.).
Убийство Хании, произошедшее вскоре после того, как он присоединился к иностранным высокопоставленным лицам, присутствовавшим на церемонии приведения к присяге нового президента Ирана, подняло ставки на новый уровень. Тегеранская атака нанесла сильный, унизительный удар не только по ХАМАС, но и по исламской республике в очень чувствительный момент.
Оно также показало, что Израиль, который не скрывает своей готовности уничтожать лидеров ХАМАС, где бы они ни находились, готов удвоить свои силы, даже когда США и их союзники отчаянно пытаются снизить градус напряженности. Регион, охваченный тревогой в течение нескольких месяцев, теперь находится в напряжении, ожидая реакции "Хизбаллы", ее покровителя Ирана и так называемой "оси сопротивления" - сети поддерживаемых Ираном боевых групп. Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи поспешил пригрозить Израилю, пообещав "отомстить за кровь Хании".
Израиль и Иран уже подталкивали друг друга к краю пропасти, но до сих пор им удавалось отступать, особенно после того, как в апреле они обменялись ударами ракет и беспилотников.
Иран ясно дал понять, что не хочет прямого конфликта с Израилем или США. Его главная цель - выживание республики, а это значит не допустить конфликта у своих берегов и полагаться на боевиков, которых он поддерживает, чтобы они нанесли удар вместо него. Но его решение начать первое прямое нападение на Израиль с иранской территории в апреле показало, что он тоже готов поднять ставки, если почувствует, что его провоцируют или оказывают давление.
Бесчисленные удары, нанесенные Израилем с 7 октября, мало что сделали для сдерживания его врагов. Уже несколько месяцев он наносит все более ожесточенные удары по "Хизбалле", хотя они в основном ограничиваются израильско-ливанской границей. Трудно представить, как убийство Шукра не вызовет более жесткой реакции, ввергнув противников в опасный цикл эскалации.
Давно существуют опасения, что просчет или провокация спровоцируют следующую фазу конфликта — с 7 октября Израиль подвергся обстрелу со стороны поддерживаемых Ираном группировок на нескольких фронтах и начал наносить удары по Ирану, Сирии, Ливану и Йемену. Сейчас критический вопрос заключается в том, были ли пересечены или вот-вот будут пересечены все более размытые красные линии.
Израиль не скрывает своей решимости вытеснить боевиков "Хизбаллы" из приграничного региона либо с помощью дипломатии, поддерживаемой США, либо военными средствами. Более того, Вашингтону пришлось убеждать ультраправое правительство Нетаньяху не наносить превентивный удар по ливанской группировке в первые дни войны в Газе.
Также справедливо предположить, что и Израиль, и "Хизболла" готовились к полномасштабной войне с 2006 года, когда они вели 34-дневный конфликт. Тогда "Хизболла" нанесла Израилю кровавый удар, и израильские официальные лица дали понять, что на этот раз они будут действовать гораздо жестче и шире, а не просто наносить удары по опорным пунктам боевиков.
Это было бы катастрофой для Ливана, страны, погрязшей в экономическом и политическом недуге и находящейся под угрозой полного краха в случае израильского вторжения. Но последствия для Израиля также будут велики. Хизболла", которую многие считают самым хорошо вооруженным негосударственным субъектом в мире, - гораздо более грозный враг, чем ХАМАС.
Иранские официальные лица заявили, что Тегеран будет поддерживать "Хизбаллу" всеми средствами, если начнется полномасштабная война. Это может включать прямые удары и мобилизацию боевиков оси сопротивления - от повстанцев Хути в Йемене до шиитских ополченцев в Ираке и Сирии. Это будет означать усиление ракетных атак и атак беспилотников на Израиль, что чревато риском прорыва его противовоздушной обороны - на прошлой неделе беспилотник хути нанес удар по Тель-Авиву, в результате которого погиб один человек.
США, которые заявили о своей "железной" приверженности защите Израиля, также окажутся под угрозой втягивания в конфликт, поскольку их силы в Ираке и Сирии могут стать мишенью. Международное судоходство, уже подвергающееся нападениям хуситов в Красном море, может столкнуться с еще большей угрозой. Арабские государства беспокоятся о возможных побочных эффектах.
Это кошмарный сценарий, о котором региональные державы предупреждали на протяжении всей войны Израиля в Газе. Но до сих пор усилия США по прекращению этой войны буксуют, а смерть Хании, главного посредника ХАМАС, нанесла серьезный удар. Вместо этого США - и весь регион - занимаются повседневным управлением кризисом, который становится все более сложным и смертоносным.
Эндрю Ингленд
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Нефть растеряла весь рост после того, как иранские СМИ преуменьшили значение атаки Израиля
Золото подскочило выше $2400 в ожидании удара Ирана по Израилю