В августе Совкомфлот уверенно вернулся на родину для транспортировки сырой нефти, сохранив долю российских поставок за пределами ценового потолка стран Большой семерки (G7) на уровне выше 80%.
Данные S&P Global показали, что танкеры, принадлежащие компании, на которую распространяются санкции различных западных властей, в прошлом месяце погрузили 20,9 млн баррелей российской сырой нефти по сравнению с 12,8 млн баррелей в июле.
Низкие объемы перевозок «Совкомфлота» в июле стали следствием того, что ЕС и Великобритания в последние месяцы внесли в список 32 «теневых» танкеров, перевозивших российскую нефть по цене, превышающей предельную цену в 60 долларов за баррель. Многие из этих танкеров были связаны с компанией. По мнению некоторых отраслевых наблюдателей и на основании имеющихся данных, такое развитие событий может нарушить ее работу.
Однако данные CAS (S&P Global Commodities at Sea) показали, что в прошлом месяце «Совкомфлот» мог увеличить объемы поставок из России, даже несмотря на то, что только одно из недавно подпавших под санкции судов возобновило перевозки, что демонстрирует возможности компании в плане многонациональных операций.
Из 23 танкеров, принадлежащих «Совкомфлоту», отправленных из России в августе, шесть принадлежали дочерним компаниям компании, базирующимся в ОАЭ, а остальные — ее дочерним компаниям в России.
Большую часть поставок составила нефть марки «Юралс» в Индию и нефть «Восточная Сибирь — Тихий океан» в Китай.
Некоторые аналитики, в том числе Никеш Шукла из S&P Global Commodity Insights, полагают, что любые перебои в экспорте российской сырой нефти из-за санкций могут оказаться временными, если основные покупатели — Индия и Китай — захотят принять танкеры «Совкомфлота».
Китай открыто выступает против санкций против России. Financial Times сообщила, что Россия закупает в Индии важнейшую электронику и компоненты для своих военных нужд, накопив рупии от продажи нефти.
Platts оценила цену на нефть марки Urals на условиях FOB Приморск в среднем в $67,204/б в августе, а цену на нефть марки ESPO с поставкой в начале месяца на условиях FOB Козьмино в $71,625/б. Оба показателя превышают лимит G7.
«Я потерял всякую веру в необходимость соблюдения санкций», — заявил Ларс Барстад, генеральный директор Frontline, одного из крупнейших в мире операторов танкеров, в ходе недавней телефонной конференции.
Если судить по странам, то данные CAS и MIRS (Maritime Intelligence Risk Suite) свидетельствуют о том, что танкерные операторы из ОАЭ увеличили свои поставки до 19,2 млн баррелей в августе с 11,1 млн баррелей в июле, в то время как российские операторы увеличили поставки до 15,2 млн баррелей с 10,6 млн баррелей, в основном за счет объемов «Совкомфлота».
По данным CAS и MIRS, 81,5% российского экспорта сырой нефти в августе было перевезено танкерами, не плавающими под флагами, не принадлежащими или не эксплуатируемыми компаниями из стран G7, ЕС, Австралии, Швейцарии и Норвегии и не застрахованными западными клубами защиты и возмещения ущерба.
Это ниже, чем 82,7% в июле, но все равно является третьим по величине месячным показателем с декабря 2022 года, когда члены G7 и их союзники запретили компаниям, предоставляющим морские услуги и находящимся под их юрисдикцией, экспортировать российскую сырую нефть, если только нефть не продавалась ниже установленного лимита.
Общий объем экспорта сырой нефти из России по морю вырос до более чем 3,3 млн баррелей в сутки в прошлом месяце с 3,2 млн баррелей в сутки в июле, что по-прежнему ниже обычного уровня в 3,5 млн баррелей в сутки из-за более строгого соблюдения Россией соглашения в рамках ОПЕК+, предполагающего более низкую добычу.
Американские чиновники заявили, что ценовой предел вынудил Россию сделать крупные инвестиции в получение теневого тоннажа с государственными интересами и непрозрачными операторами, однако Барстад из Frontline предположил, что расходы на перевозку санкционированной нефти могут снизиться из-за увеличения поставок.
«Такого рода темный или серый флот растет. Он пополняется за счет старения всего танкерного флота», — сказал Барстад. «Поскольку 0% стареющих танкеров отправляется в утиль, в какой-то момент… У нас фактически начнется переполненный, своего рода перенасыщенный санкционированный рынок».
По данным CAS и MIRS, с момента вступления в силу ценового лимита средний возраст танкеров, перевозящих российскую нефть за пределами лимита, составляет 16,5 лет, тогда как средний возраст танкеров, перевозящих российскую нефть в рамках лимита стран G7, составляет 13,3 года.
По оценкам Frontline, около 6% мирового флота танкеров VLCC, Suezmax и Aframax находится под санкциями Управления по контролю за иностранными активами США. Ожидается, что эти суда найдут Россию в качестве своего крупнейшего источника спроса.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S7P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Утечки информации свидетельствуют о том, что Россия создала тайный торговый канал с Индией
Индия почти согласилась на использование российского аналога SWIFT
Куда Россия дела 40 миллиардов долларов, которые ей задолжала Индия за нефть