Поклонники iPhone от Apple с титановыми корпусами могут вздохнуть спокойно.
Предложение российского президента Владимира Путина о том, что Москва должна ограничить экспорт титана в ответ на западные санкции, не заставит Apple вернуться к корпусам из нержавеющей стали, поскольку ее основным поставщиком является Китай.
Знак с изображением титана в периодической таблице элементов виден на производственном объекте Nobel Biocare в Йорба Линда, Калифорния 16 мая 2013 года. REUTERS/Mike Blake
Однако европейским политикам стоит обеспокоиться.
Аэрокосмическая отрасль блока по-прежнему зависит от импорта российского титана, производимого ВСМПО-Ависма, крупнейшим в мире интегрированным производителем.
Европа запретила или ограничила импорт других российских металлов, но не титана.
Когда в феврале Канада ввела санкции против ВСМПО-Ависмы, президент Франции Эммануэль Макрон лично вмешался, чтобы убедить премьер-министра Канады Джастина Трюдо предоставить Airbus и другим аэрокосмическим компаниям исключения. Тот так и сделал.
Проблема Европы в том, что даже если она сможет вырваться из объятий своего российского поставщика, она рискует поменять одну зависимость на другую.
Нужный материал
Производители самолетов, такие как Airbus и Boeing ценят титан именно по той же причине, по которой Apple выбрала его для iPhone серий 15 и 16 Pro.
Он легкий, невероятно прочный, имеет высокую температуру плавления и устойчив к коррозии.
Титан в виде сплавов стал одним из основных материалов для аэрокосмического сектора, используемых в двигателях, шасси и фюзеляжах.
Стандарты чистоты для такого применения должны быть очень высокими.
Титановая руда в виде рутила и ильменита имеется в изобилии, но очень мало руды достаточно высокого качества, чтобы сделать ее пригодной для переработки в авиационную губку - промежуточный продукт в цепочке обработки металла - и затем в аэрокосмический сплав.
Именно поэтому металлический титан считается критически важным сырьем, а титановая руда — нет.
Кроме того, поставки титана аэрокосмического класса еще более ограничены, поскольку поставщики должны аккредитовать свою продукцию у производителей самолетов.
Даже проблема с оформлением документов может вызвать серьезные потрясения в цепочке поставок. Компания Boeing требует от поставщиков 10-летнего бумажного следа закупок титана после того, как обнаружила, что некоторые детали могли поставляться с поддельной документацией.
Число производителей титановой губки, которые могут соответствовать таким высоким стандартам, ограничено несколькими японскими и казахскими компаниями. И, конечно, ВСМПО-Ависма.
Эта российская компания, уникальная тем, что перерабатывает руду вплоть до получения сплава, как полагают, обеспечивала до трети мирового авиационного сектора до начала санкционной войны Запада с Россией в 2022 году.
Зависимость Европы
Европа была главным направлением российского экспорта титановой продукции в 2019 году, на ее долю пришлось 45% от общей стоимости экспорта, согласно информационной записке Европейской комиссии.
В свою очередь, на российский металл, в основном в виде изделий из кованых сплавов для авиационного сектора, пришлось 16% импорта Европейского союза в том году, добавили в Комиссии.
Европейская цепочка поставок пыталась отучить себя от российского титана, но реакция на канадские санкции свидетельствует о том, что зависимость все еще существует.
Проблема Европы заключается в том, что у нее нет собственного производства титановой губки, ограничены мощности по выпуску слитков и практически отсутствуют предприятия по переработке.
Даже если Украина может стать потенциальным будущим поставщиком губки, у Европы нет возможности перерабатывать ее.
Соединенные Штаты также почти полностью зависят от импорта губки после закрытия в 2020 году завода TIMET Corp. в Хендерсоне (штат Невада).
Но они могут похвастаться доминирующим положением в средней части цепочки производства аэрокосмического титана, смешивая импортную японскую губку с отечественным ломом для производства слитков и превращения их в кованые изделия, говорится в июльском исследовании аналитического центра Chatham House.
Действительно, перерабатывающие мощности в США расширяются с появлением новых игроков, таких как IperionX, которая намерена увеличить объем производства на своем новом заводе по переработке титана в Вирджинии до 10 000 метрических тонн в год.
Разрыв трансатлантической петли
Ирония для европейских политиков заключается в том, что европейский лом является значительным источником производства титана в США.
По данным авторов исследования, почти 70% европейского титанового лома отправляется в Соединенные Штаты.
Европейский цикл переработки является трансатлантическим, а не внутренним, благодаря соглашениям об обратном выкупе, которые обязывают европейских производителей деталей машин возвращать лом для производства своим американским поставщикам.
Это, как утверждается в документе, втягивает Европу в «асимметричные отношения» с американскими поставщиками. Это, в свою очередь, сдерживает инвестиции в отечественные перерабатывающие мощности, «фактически углубляя проблему стратегической зависимости Европы как от России, так и от США».
Имеет ли значение, зависит ли Европа от «дружеского шоринга» для своего титанового сектора? Да. Закон Европейского союза о важнейших сырьевых материалах, вступивший в силу в мае этого года, предусматривает, что к 2030 году на внутреннюю добычу должно приходиться 10% годового потребления блока, на переработку - 40%, а на вторичное использование — 25%.
Европа даже не приблизилась ни к одной из этих целей, когда речь идет о титане.
Хотя украинское производство титановой губки может быть интегрировано в европейскую цепочку поставок, неясно, как быстро это произойдет.
По мнению авторов доклада Chatham House, лучшим краткосрочным решением является перенос переработки лома в другие страны.
Однако это будет сложным балансированием между интересами европейских аэрокосмических компаний и рычагами влияния американских поставщиков в условиях ограниченной внутренней базы переработки.
В документе содержится призыв к проведению переговоров на правительственном уровне по пересмотру действующих соглашений о выкупе титана и заключению совместного соглашения о будущем сотрудничестве, аналогичного сделке 2021 года, которая положила конец затянувшемуся спору между Boeing и Airbus.
Но, в конечном счете, разрыв трансатлантической петли зависимости - это задача на будущее. Ослабление удушающего контроля ВСМПО-АВИСМА над стратегически важной титановой продукцией - более насущная задача.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Чтобы помочь Airbus, Макрон заставил Канаду ослабить санкции против российского титана