Несмотря на то, что Россия проводит СВО на Украине, граждане США и стран Европейского союза продолжали инвестировать в российские компании. Однако неожиданные прибыли оказались заморожены из-за санкций.
Это произошло в декабре 2022 года, через 10 месяцев после начала конфликта. В то время друзья предупредили 32-летнего разработчика программного обеспечения из Германии, чтобы он не покидал свою страну. РФ назвала Германию «недружественным государством».
Однако Вер решил, что это единственный способ спасти свои инвестиции в российские акции от полного краха.
Он был одним из примерно 100 000 европейских инвесторов, чьи деньги были заморожены на специальных счетах в России. На этих счетах хранилось более 16 миллиардов долларов. Некоторые инвесторы, как Вер, купили акции до начала конфликта. Другие увидели возможность, когда санкции обрушили российские рынки и заставили гигантов Уолл-стрит бежать к выходу: купить компании, котирующиеся на Московской бирже, по низкой цене, держать до окончания конфликта и продать с хорошей прибылью.
Торговля создала неожиданную прибыль, которая — на бумаге — превратила некоторых инвесторов в миллионеров, согласно банковским отчётам и 10 инвесторам, опрошенным Bloomberg. Но эту прибыль нельзя "потрогать руками", пока действуют санкции и российские контрмеры, и простое поддержание надежды превратилось в дорогостоящую бюрократическую борьбу.
Затруднительное положение инвесторов не вызовет сочувствия у их политических лидеров, которые стремились выступить единым фронтом против политики Москвы. На вопрос об этичности покупки российских компаний во время конфликта все они признали, что неправильно поняли Кремль. Они ожидали, что Украина предотвратит или быстро выиграет вооруженный конфликт, зафиксировав быструю прибыль, поскольку рынки корректировались.
Но многие инвесторы были привлечены тем, что они считали недооценёнными, прибыльными фирмами, предлагающими высокие дивиденды. Некоторые проводили параллели с Европой, продолжающей потреблять российский газ, или нефтетрейдерами, получающими прибыль от тех же геополитических потрясений.
Вер направлялся в филиал Газпромбанка в российском эксклаве Калининград, к северу от Польши. Ему нужен был так называемый счёт типа C у российского кредитора, который хранит его акции, включая энергетического производителя Лукойл, сталелитейного производителя НЛМК и телекоммуникационную фирму Мобильные ТелеСистемы.
Счета были созданы по указу президента Владимира Путина после санкций для хранения активов инвесторов из «недружественных» стран, включая крупных институциональных игроков, а также частных лиц. Хотя точная сумма, хранящаяся там, не разглашается, российские чиновники заявили, что она сопоставима со стоимостью российских активов, замороженных Западом.
Навигация по границам
Когда Вер приблизился к границе, он занервничал. Движение на дороге становилось всё реже, пока не осталось несколько машин, которые ехали в противоположном направлении — из России.
Он продолжил, во многом руководствуясь сплочённым цифровым сообществом других российских биржевых быков, которых он нашёл в Telegram и Discord.
«Без этой группы я бы не поехал в Россию», — сказал он.
Сила этого виртуального сообщества символизирует то, как розничные инвесторы стали фактором на рынках по всему миру. Согласно исследованию JPMorgan Chase & Co, сегмент моложе 40 лет за последнее десятилетие вырос более чем втрое. Их растущий вес и часто противоречивая склонность к риску привели к буму акций-мемов вокруг таких компаний, как GameStop Corp. — часто к разочарованию Уолл-стрит и с небольшим количеством проверок рисков и волатильности, свойственных торговле.
На одном сервере Discord, посвящённом российским акциям, пользователи делятся советами по любым вопросам — от толкования финансового законодательства до политических взглядов на конфликт, изобилующих мемами. Некоторые из них явно пророссийские; другие говорят, что поддерживают Украину. Их заявленные профессии варьируются от инженерии до сценаристов, а национальности охватывают весь мир.
Все опрошенные Bloomberg были мужчинами, и большинство из них общались на условиях анонимности. Хотя нет ничего, что указывало бы на то, что их торговля нарушала правила санкций, они опасались репутационного ущерба, если их инвестиции в Россию станут достоянием общественности.
Согласно заявлениям, с которыми ознакомился Bloomberg, их первоначальные портфели составляли от $11 000 до $550 000. Вер отказался предоставить подробности о размере своей позиции.
Bloomberg проверил контактную информацию и уникальные идентификационные номера ценных бумаг, упомянутых в заявлениях. Большинство банков и брокеров, которым они принадлежали — Freedom Finance, Charles Schwab и ViTrade — не ответили на запросы о подтверждении данных анонимных копий документов. ABN Amro Bank NV и Consorsbank заявили, что они придерживаются своих обычных форматов и подтвердили, что ранее предлагали указанные ценные бумаги. Interactive Brokers заявили, что «в соответствии с политикой мы не можем комментировать деятельность клиентов».
Инвестициями розничных покупателей стали депозитарные расписки — ценные бумаги, представляющие акции страны, но обращающиеся за рубежом. Этот инструмент был задуман сто лет назад и к 2022 году превратился в глобальный рынок объемом 4,14 триллиона долларов. Россия была шестым по величине эмитентом в мире, а такие тяжеловесы Уолл-стрит, как JPMorgan и Citigroup, размещали их для компаний-партнеров в Москве.
Деньги свободно текли, пока сохранялся мир, и даже когда некоторые российские организации и лица были подвергнуты санкциям за присоединение Крыма в 2014 году. Любой, у кого был выход в интернет и брокерское приложение, мог их купить. Поэтому, когда цены на акции рухнули после февраля 2022, толпа розничных трейдеров трейдеров продолжала скупать по-старинке.
«Лучший в своем роде»
Грег Сортер, гражданин США, говорит, что он знал о рисках, поскольку ранее уже пострадал от краха российской нефтяной компании «ЮКОС» , но потенциальный рост был слишком велик, чтобы его игнорировать.
«Это лучшие в своем классе компании, которые никуда не денутся», — говорит 59-летний Сортер о своем портфеле акций ПАО «Сургутнефтегаз» , ПАО «Сбербанк» и «Лукойл», которые были куплены в день начала СВО.
Поскольку западные правительства стремились ограничить доступ России к мировым финансовым рынкам, связи, от которых зависят депозитарные расписки, начали рушиться. К марту 2022 года западные биржи приостановили операции с российскими ценными бумагами, перенаправив торговлю на внебиржевые рынки.
Вскоре после этого правительство России приняло решение конвертировать расписки в местные акции, пытаясь вытеснить иностранных инвесторов. По оценкам немецкой ассоциации частных инвесторов SdK, примерно 25% расписок удалось конвертировать.
«Некоторые банки всё ещё отказываются сотрудничать, ссылаясь на возможные санкции», — заявила Магали Коллек-Фезер, адвокат немецкой юридической фирмы Goldenstein Energy Law Firm. По её словам, она получила тысячи запросов от розничных инвесторов по поводу этого процесса.
Теперь они стремятся завершить процесс: Министерство финансов США установило крайний срок для конвертации российских расписок — 12 октября.
Главным препятствием была комиссия, которую взимал российский Национальный расчётный депозитарий за обработку конвертаций. Уплата этой комиссии нарушала бы санкции ЕС и США. Поэтому в декабре прошлого года НРД — российский эквивалент Euroclear — отменил комиссию, но некоторые брокеры и банки всё ещё проявляли осторожность.
Санкции против России неуклонно ужесточаются с момента начала СВО. Источник: Castellum.AI. Примечание: аключает санкции Австралии, Канады, ЕС, Франции, Швейцарии, Великобритании и США.
В этом году Россия назначила брокера для проведения обмена замороженными активами между российскими и иностранными инвесторами. Однако после того, как ЕС запретил своим гражданам участвовать в программе в июле, она не оправдала ожиданий, обеспечив менее 90 миллионов долларов покупок от иностранцев по состоянию на август.
«Инвесторы действительно оказались в затруднительном положении», — сказал по телефону член правления SdK Марк Либшер. «Суть в том, что розничные инвесторы рассматриваются как сопутствующий ущерб от санкций ЕС против России».
Эту напряжённость признали наблюдатели за рынками ЕС, призвав сбалансировать влияние санкций с правами граждан ЕС и связав это с более широким «доверием к инвестиционной системе ЕС».
Стоимость конвертации, включая юридические сборы, переводы и транспортные расходы, может достигать десятков тысяч долларов. Некоторые инвесторы, чьи брокеры или банки не позволили им конвертировать, теперь объединяются, чтобы попытаться добиться своего с помощью потенциальных судебных исков, ссылаясь на освобождение от платы NSD и гарантии ЕС.
Воутер, гражданин Нидерландов, попросивший не называть его имени, создал ассоциацию для представления таких случаев и обмена информацией среди затронутых членов.
«К сожалению, законный вариант — единственный выход», — сказал он по телефону.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Как антироссийские санкции обернулись против British Airways
Закрытие воздушного пространства России стало ударом для авиакомпаний Запада