Обострение конфликта на Ближнем Востоке вновь привлекло внимание мировой общественности к ключевой нефтяной артерии мира.
Ормузский пролив, расположенный между Ираном и Оманом, признан жизненно важным узким местом для транспортировки нефти. Этот водный путь, представляющий собой узкий, но стратегически важный канал, соединяет производителей нефти на Ближнем Востоке с ключевыми рынками по всему миру.
По данным Управления энергетической информации США (EIA), в 2022 году средний поток нефти через Ормузский пролив составлял 21 миллион баррелей в день. Это примерно 21% мировой торговли сырой нефтью.
Панорама, запечатлённая с борта космического корабля «Колумбия» во время миссии STS-52, состоявшейся с 22 октября по 1 ноября 1992 года, демонстрирует Ормузский пролив, соединяющий Оманский залив с Персидским заливом. На заднем плане видны горы Загрос и остров Кешм, а на переднем плане — территории Омана, Маската и Объединённых Арабских Эмиратов. Space Frontiers | Archive Photos | Getty Images
Временная блокировка или значительное нарушение потоков через Ормузский пролив может привести к росту мировых цен на энергоносители, увеличению расходов на транспортировку и возникновению значительных задержек в поставках.
Для многих аналитиков в сфере энергетики событие, связанное с блокадой или значительным нарушением потоков через Ормузский пролив, рассматривается как наихудший сценарий, который может привести к росту цен на нефть намного выше 100 долларов за баррель.
«Худшим вариантом может стать случай, если Израиль нанесёт удар по Ирану, а Иран предпримет действия по замедлению траффика или потенциально попытается заблокировать Ормузский пролив», — заявил в понедельник в программе CNBC «Squawk Box Europe» Алан Гелдер, энергетический аналитик Wood Mackenzie.
«Это имело бы гораздо более драматичный эффект, поскольку именно через этот регион проходит 20% мирового экспорта сырой нефти из таких стран, как Саудовская Аравия, Кувейт и Ирак, а также в некоторой степени ОАЭ, которые являются держателями мировых резервных мощностей», — сказал Гелдер.
«Поэтому мы утверждаем, что рынок не оценивает худший вариант, а оценивает потенциальное воздействие на иранскую энергетическую инфраструктуру», — добавил он.
Обещание Израиля нанести ответный удар по Ирану после атаки баллистическими ракетами на прошлой неделе породило предположения о том, что страна вскоре может нанести удар по энергетической инфраструктуре Тегерана.
Иран, пообещавший дать решительный ответ в случае дальнейших действий Израиля, является крупным игроком на мировом рынке нефти.
Насколько высоко могут подняться цены на нефть?
Аналитики в сфере энергетики задаются вопросом, не слишком ли беспечны нефтяные рынки в отношении рисков расширения конфликта на Ближнем Востоке.
Сол Кавоник, старший аналитик MST Financial, заявил, что перебои с поставками через Ормузский пролив могут привести к значительному росту цен на нефть.
«Если мы увидим атаку на иранское производство, мировые поставки могут сократиться примерно на 3%, и даже если мы просто увидим более жёсткие санкции, это также может начать сокращать поставки на 3%. Это само по себе может привести к тому, что цена на нефть приблизится к 100 или даже превысит 100 долларов за баррель», — сказал Кавоник в программе CNBC «Squawk Box Asia» 3 октября.
«Если транзит через Ормузский пролив будет затронут, то мы говорим о влиянии на цену на нефть, которое будет в три раза больше, чем скачки цен на нефть в 1970-х годах после иранской революции и арабского нефтяного эмбарго, а теперь мы говорим о 150 долларах за баррель», — добавил он.
Цены на нефть во вторник снизились, сведя на нет недавний рост после того, как на прошлой неделе был зафиксирован самый резкий недельный рост с начала 2023 года.
Фьючерсы на нефть марки Brent с истекающим сроком действия в декабре в последний раз торговались на 2,1% ниже по цене $79,19 за баррель, в то время как фьючерсы на американскую нефть марки West Texas Intermediate торговались на уровне $75,42, снизившись на 2,2%.
Бьярне Шилдроп, главный аналитик по сырьевым товарам шведского банка SEB, сказал, что общее правило на сырьевых рынках заключается в том, что если предложение серьёзно ограничено, то цена часто подскакивает и может в пять-десять раз превышать нормальный уровень.
«Таким образом, если произойдёт худшее и Ормузский пролив будет закрыт на месяц или больше, то цена на нефть марки Brent, скорее всего, подскочит до 350 долларов США за баррель, мировая экономика рухнет, а цена на нефть через некоторое время снова упадёт до уровня ниже 200 долларов США за баррель», — заявил Шилдроп в своей исследовательской записке в пятницу.
«Но, судя по текущим ценам на нефть, рынок, похоже, вообще не видит большой вероятности такого развития событий», — добавил он.
А как насчет газовых рынков?
«Главной проблемой, хотя она по-прежнему остаётся чрезвычайной, будет то, что эти нарушения перекинутся на Ормузский пролив, повлияв на потоки нефти в Персидском заливе», — сказал Паттерсон в исследовательской записке, опубликованной 4 октября.
«Значительного нарушения этих потоков было бы достаточно, чтобы цены на нефть достигли новых рекордных максимумов, превзойдя рекордный максимум 2008 года, составлявший около 150 долларов за баррель», — добавил он.
Паттерсон из ING предупредил, что любые перебои в поставках через Ормузский пролив не останутся незамеченными на рынке нефти.
«Это также может потенциально привести к перебоям в поставках сжиженного природного газа из Катара, на долю которого приходится более 20% мировой торговли СПГ», — продолжил он.
«Это стало бы шоком для мировых газовых рынков, особенно с учётом того, что в Северном полушарии наступает зима, а спрос на газ для отопления растёт. Хотя мы и наблюдаем рост новых мощностей по экспорту СПГ, это всё ещё значительно меньше объёмов экспорта Катара».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам CNBC
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Биньямин Нетаньяху обещает отомстить после того, как Иран выпустил шквал ракет по Израилю
В ближайшее время Иран может осуществить запуск баллистической ракеты по Израилю — Белый дом
«Мы это обсуждаем» — Байден об ударе по нефтяным объектам Ирана
Израиль не станет атаковать ядерные объекты Ирана - New York Times