По данным аналитического центра Ember, за первые девять месяцев 2024 года Турция произвела рекордные 88 тераватт-часов электроэнергии из угля, что на 2% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Это на 28% больше, чем в Германии, и на 36% больше, чем в Польше, которая занимает второе место по производству угольной электроэнергии в Европе.
Дым поднимается над угольной электростанцией Ятаган недалеко от юго-западного города Ятаган в провинции Мугла, Турция, 24 февраля 2021 г. REUTERS/Umit Bektas
В будущем Северная Европа планирует ещё больше сократить использование угля в производстве электроэнергии, что, вероятно, приведёт к усилению лидерства Турции в Европе. Южная Европа может стать основным центром использования угля в регионе.
Выбросы от угольных электростанций в Турции в 2024 году достигли новых максимумов и составили 88,4 млн тонн углекислого газа, что на 1,5 млн тонн больше, чем за те же месяцы прошлого года.
В Германии выбросы CO2 от сжигания угля составили 71,5 млн тонн, а в Польше — 67 млн тонн, что стало самым низким показателем за период с января по сентябрь.
В связи с тем, что в большинстве европейских стран объёмы угольной генерации и выбросов снижаются, доля Турции в потреблении угля и выбросах в регионе в этом году достигла рекордных 19%.
Если энергосистемы других стран продолжат ограничивать использование угля в зимний период, когда спрос на отопление в Турции достигает пика, то доля Турции в региональных выбросах может превысить 20%.
Около 35% электроэнергии, произведённой в Турции в этом году, было получено за счёт угля, который является основным источником энергии в стране. Эта доля снизилась по сравнению с 2023 годом, когда она составляла около 37%, из-за увеличения выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях и солнечных электростанциях.
Однако в Турции ожидается снижение объёмов производства гидро- и солнечной энергии предстоящей зимой до годовых минимумов, что вынудит энергетические компании увеличить использование угля к концу года для удовлетворения спроса в системе.
Турция вынуждена импортировать уголь для удовлетворения примерно 40% своих потребностей в угольном топливе из-за дефицита внутренних поставок угля по сравнению с внутренним спросом на него.
По данным отслеживания судов Kpler, за первые девять месяцев 2024 года общий импорт угля в Турцию составил 16,7 млн тонн, что на 5% меньше, чем за те же месяцы 2023 года. Однако в последние месяцы года объёмы, вероятно, увеличатся, поскольку энергетические компании запасаются в преддверии пикового спроса на тепло.
Россия является основным поставщиком угля в Турцию, на её долю приходится около 70% импорта угля в Турцию. За ней следуют Колумбия, Австралия и США.
Зависимость Турции от угля в производстве электроэнергии составляет 35%, что больше, чем 20% в Германии и 13% в Европе в целом, но меньше, чем 56% в Польше.
Однако доля угля в Польше снизилась с почти 74% в 2022 году и, вероятно, продолжит снижаться, поскольку польские энергетические компании внедряют растущие объёмы возобновляемой энергии в энергосистемы страны.
Напротив, зависимость Турции от угля как источника энергии, по всей видимости, продолжит расти, особенно с учётом того, что общий спрос на электроэнергию в стране продолжает расти быстрее, чем энергетические компании могут обеспечить чистые поставки.
В 2024 году спрос на электроэнергию в Турции вырос на 5% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, в то время как в Европе он вырос на 2,4%, в Польше — на 3%, а в Германии — на 0,4%.
В долгосрочной перспективе рост спроса на электроэнергию в Турции опередил аналогичные показатели в странах-партнёрах ещё больше.
Спрос на электроэнергию в Турции вырос на 13,3% с 2019 года, что резко контрастирует с сокращением спроса на электроэнергию в Европе на 1,7% за тот же период и сокращением спроса в Германии на 8,2%.
Продолжающийся рост экспортно-ориентированной обрабатывающей промышленности Турции, по всей видимости, будет оказывать давление на энергетические компании, заставляя их продолжать развивать поставки дешёвой энергии.
Однако частный сектор Турции имеет высокий уровень внешнего долга, который, по всей видимости, будет сдерживать расходы компаний, и может означать, что в ближайшей перспективе можно будет увидеть лишь ограниченную модернизацию систем генерации электроэнергии.
Это говорит о том, что роль угля как основного источника энергии в Турции может продолжить расти в ближайшей и среднесрочной перспективе и, вероятно, приведёт к дальнейшему увеличению отрыва страны от других стран Европы по потреблению угля.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Уголь и газ быстро теряют долю в энергетике ЕС
Военные успехи России могут вынудить украинских металлургов начать импортировать уголь