Ожидается, что теневой флот СПГ, предназначенный для перевозки российского сжиженного газа, будет расширяться на фоне растущей подпольной деятельности — перепродажи старых газовозов подставным компаниям на вторичном рынке, перевалки грузов с судна на судно в неизвестных местах и трудно отслеживаемые коммерческие транзакции.
По словам экспертов по санкциям, около девяти газовозов, в отношении которых США ввели санкции, вероятно, являются лишь началом более крупного флота, который, как ожидается, появится в ближайшие годы для транспортировки большего количества российского СПГ на фоне ужесточения западных санкций.
В последнее время внимание было сосредоточено на судах, связанных с оказавшимся под санкциями проектом «Арктик СПГ 2» , но импортеры российского СПГ, например, коммунальные предприятия в Японии, готовятся к гораздо более масштабным репрессиям в отношении российского экспорта этого вида топлива. Тем временем ЕС обдумывает поэтапный отказ от импорта российского ископаемого топлива к 2027 году.
«Теневой флот СПГ будет расти. Я полагаю, что для обеспечения полной производственной мощности „Арктик СПГ 2“ его размер, по оценкам, составляет 16 судов. Это ненамного меньше девяти, которые сейчас входят в теневой флот», — сказал Байрон МакКинни, директор по торговому финансированию и решениям по соблюдению нормативных требований в S&P Global Market Intelligence. «Он будет расти, потому что Россия не собирается прекращать производство СПГ; она будет активно искать и находить новых покупателей, а это значит, что России придется постоянно отслеживать санкции, выявлять их, а затем обходить».
МакКинни ожидает, что последствия будут постоянными: суда теневого флота и их владельцы будут часто добавляться в списки санкций, суда, находящиеся под санкциями, и их владельцы будут перемещаться между несколькими локациями, а также будут появляться новые названия компаний для попыток уклонения от санкций.
«Я понимаю, что на сегодняшний день большинство судов теневого флота составляли нефтетанкеры. Тот факт, что мы теперь видим, как газовозы помещаются в санкционный список, говорит о том, что могут быть и другие суда теневого флота, занимающиеся перевозкой санкционных грузов, которые еще не были помещены в санкционные списки», — сказал Карнан Тирупати, партнер Kennedys Legal Solutions.
Участвующие в торговле СПГ: покупатели, продавцы, фрахтователи, финансирующие банки и страховщики, должны быть более бдительными при проведении проверок на предмет соблюдения санкций, чтобы гарантировать, что суда не участвуют в санкционированной деятельности.
Значительная часть флота СПГ, помимо судов, подпавших под санкции, уже считается в зоне риска.
Около 56 газовозов в настоящее время классифицируются как «высокорисковые», согласно данным оценки соответствия судов, собранным S&P Global в сентябре. Это обозначение представляет собой самый высокий уровень риска, который включает в себя санкционный статус судна или его владельцев и другие мошеннические методы судоходства.
Из 56 газовозов 18 напрямую подпадают под один или несколько санкционных списков, включая девять газовозов, внесенных в черный список Управлением по контролю за иностранными активами США в августе/сентябре: Asya Energy, Everest Energy, Pioneer, North Air, North Mountain, North Sky, North Way, New Energy и Mulan, а также связанные с ними компании по управлению судами Ocean Speedstar Solutions и White Fox Ship Management.
По крайней мере восемь из 18 газовозов принадлежат крупнейшей российской судоходной компании «Совкомфлот " или ее дочерней компании SCF Gas Carriers. Эти компании были включены в 14-й пакет санкций ЕС в июне, который запретил около 27 судам, включая нефтяные и газовые танкеры, заходить в порты ЕС и получать морские услуги. Пакет также запретил перевалку российского СПГ через порты ЕС. Три из 18 строящихся газовозов подпали под санкции США в июне.
По данным S&P Global, среди судов, отмеченных как «высокорисковые», но еще не входящие в санкционные списки, многие по-прежнему принадлежат или эксплуатируются национальными нефтяными компаниями, государственными судоходными компаниями и основными судоходными компаниями, что указывает на торговые риски.
Растущая часть флота СПГ состоит из стареющих паротурбинных судов, которые, вероятно, попадут под некоторые ограничения по выбросам в ближайшие годы, что заставит судовладельцев продать их на металлолом. Хотя многие из этих судов, как ожидается, окажутся в растущем теневом флоте, недавние сделки вызвали опасения относительно того, являются ли продажи непроверенным подставным компаниям нарушением санкций.
Стандартные договоры купли-продажи судов на слом содержат пункт о том, что судно продается в утиль и не будет предметом торговли, но покупатели могут вместо этого совершить покупку на условиях купли-продажи, приняв судно в согласованном порту, а затем отправив судно в последний рейс на утилизацию.
«Судно также может быть продано/перепродано и сменить владельца несколько раз после первоначальной продажи первым владельцем», — добавил он.
Карнан Тирупати также отметил, что у продавцов нет стимула подавать в суд на покупателей, которые приобрели судно, но перепродали его, и даже если они решат обратиться в суд, вряд ли получится выторговать значительный ущерб для себя.
«Кроме того, если судно перепродается или используется в торговых целях, а в пункте говорится, что оно будет утилизировано, это не обязательно означает, что судно будет использовано для уклонения от санкций», — добавил он.
Подготовлено Profinance.ru по материалам S&P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Что будет с поставками российского газа в Европу, когда Украина отключит транзит