Оборонные компании ускоряют реализацию планов по разработке недорогого высокоэнергетического лазерного оружия, в то время как военные по всему миру ищут способы противодействия новым дешевым ракетным угрозам, таким как беспилотники.
Некоторые из самых известных в мире подрядчиков, включая RTX в США и европейскую MBDA, а также британскую QinetiQ, вкладывают значительные средства в передовые технологии, которые долгое время считались скорее научной фантастикой, чем реальностью.
Гонка за развертывание оружия, лазерные лучи которого прорезают металл и разрушают электронику, приобрела новую актуальность, поскольку правительства ищут более экономически эффективные способы борьбы с распространением дешевых беспилотников и ракет.
Ранее в этом году британские и американские корабли были вынуждены запускать ракеты стоимостью в несколько миллионов долларов, чтобы сбивать беспилотники, запущенные повстанцами-хуситами в Красном море.
«В конечном итоге экономически невыгодно сбивать беспилотник стоимостью 100 или 1000 долларов с помощью перехватчика стоимостью более 1 миллиона долларов», — сказал Джеймс Блэк, исследователь в области обороны в некоммерческом исследовательском институте Rand Europe.
В течение десятилетий США проводили исследования в области «оружия направленной энергии», такого как лазеры и мощные микроволновые системы, в частности, в рамках оборонной инициативы Рональда Рейгана «Звездные войны». Хотя лазеры использовались в качестве дальномеров и для ослепления пилотов на поле боя, только сейчас, с достижениями в области вычислительной техники, оптических технологий и волоконной оптики, страны стремятся использовать их в качестве эффективного оружия.
Эксперты отрасли заявили, что рост беспилотных воздушных боев выявил «асимметрию затрат», с которой сталкиваются военные планировщики, когда стоимость обороны превышает стоимость нападения. Традиционные перехватчики, такие как ракеты класса «земля-воздух», запускаемые американской системой Patriot, превратились в «сложные системы систем», что имело свою цену, сказал Блэк.
Он добавил, что, поскольку на Украине ежедневно используются тысячи недорогих беспилотников, это грозит «еще больше сместить асимметрию затрат от обороняющейся стороны в пользу нападающей стороны».
В этом году армия США использовала высокоэнергетические лазеры для сбивания беспилотников на Ближнем Востоке, что было расценено как важная веха для зарождающейся отрасли. Другие армии, включая армии Великобритании, Франции, России, Южной Кореи и Китая, инвестировали в разработку оружия направленной энергии.
Министерство обороны Великобритании заявило в апреле, что ускорит разработку лазера DragonFire. Теперь оружие будет развернуто на кораблях Королевского флота к 2027 году — на пять лет раньше запланированного срока.
По данным МО, DragonFire сможет стрелять по любой цели, видимой в воздухе, примерно за 10 фунтов за выстрел и с точностью, эквивалентной попаданию в монету достоинством в фунт с расстояния в километр. Он успешно стрелял по воздушным целям во время новаторского испытания в январе.
Команда, стоящая за этим проектом, возглавляемая MBDA при участии QinetiQ и Leonardo, признала, что, когда семь лет назад они подписали первоначальный контракт на разработку прототипа лазера, не было никаких гарантий успеха.
«Это был прорыв... Мы не знали, добьемся ли мы успеха вообще», — сказал Майк Мью, директор по тактическим ударам в MBDA.
Он добавил, что январские испытания этого года стали «первыми в Европе с точки зрения запуска и эксплуатации лазерной системы такого класса мощности и возможностей».
В зависимости от результатов обзора обороны, начатого новым лейбористским правительством, Министерство обороны инвестирует 350 млн фунтов стерлингов в ускоренную программу к апрелю 2027 года.
Команда из 150 инженеров и ученых, работающих над DragonFire в трех компаниях, по словам Мью, сейчас сосредоточена на повышении его надежности и прочности. Команде также нужно выяснить, как интегрировать его на судно.
Основная техническая проблема, связанная с доставкой лазера, заключается в обеспечении того, чтобы луч сохранял точность в течение достаточно долгого времени для достижения эффекта.
Прототип DragonFire рассчитан на выходную мощность 50 кВт — значительно больше, чем у других разрабатываемых систем, по словам экспертов. Его дальность засекречена, но большая мощность обеспечивает большую дальность и воздействие на более крупную цель.
«Вы можете создать лучший лазер в мире, но [задача состоит в том, чтобы] навести его на точку прицеливания и удерживать там в течение нескольких секунд», — сказал Пол Грей, руководитель отдела развития бизнеса в области современного оружия в компании QinetiQ.
Несмотря на недавние достижения, отраслевые эксперты заявили, что использование лазерного оружия в ближайшей перспективе, вероятно, останется ограниченным. Лазеры работают в прямой видимости, а их мощность и дальность действия могут быть значительно снижены дымом или другими загрязняющими веществами в атмосфере.
По словам Блэка из Rand, управлять оружием необходимо со «стабильной платформы с доступом к подходящему источнику питания и в относительно благоприятных погодных условиях».
Лазерные системы также дороги в строительстве. Ноа Сильвия, аналитик-исследователь Королевского института объединенных служб, сказал, что, несмотря на низкую стоимость эксплуатации, правительствам необходимо учитывать расходы на разработку.
«Если вы тратите миллионы фунтов на разработку [его], то сколько вы экономите?» — сказал он.
Эксперты утверждают, что даже когда технология будет полностью разработана, лазерное оружие и другие виды оружия направленной энергии следует рассматривать как дополнительное средство на поле боя, а не как панацею.
По словам Блэка, они были «еще одним инструментом в наборе инструментов» и «недорогим способом поражения определенных целей, тем самым освобождая другие оборонительные системы для других важных целей, находящихся вне [их] досягаемости».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Китай расширил ограничения на экспорт военных беспилотников после визита украинского министра