В докладе Международного валютного фонда (МВФ) «Перспективы развития мировой экономики» за 2020 год описываются события, произошедшие в мировой экономике с начала года.
В докладе отмечается, что пандемия, происходящая раз в столетие, вспышка геополитических конфликтов и экстремальные погодные явления нарушили цепочки поставок, вызвали энергетический и продовольственный кризисы и побудили правительства принять беспрецедентные меры для защиты жизней и средств к существованию.
Жесткая инфляция была вызвана услугами. Инфляция в основных развитых и развивающихся экономиках. Трехмесячное среднее значение за предыдущие три месяца, годовое изменение в %. Пунктирные линии — средние значения за 2015–2019 годы. Основные товары. Основные услуги, за исключением США. Основные услуги США. Источник: МВФ
Однако, несмотря на это, мировая экономика в целом продемонстрировала устойчивость.
В докладе подчёркивается, что страны с высоким уровнем дохода, имеющие больше политического пространства, продемонстрировали большую устойчивость экономики, в то время как развивающиеся страны показали меньшую устойчивость.
МВФ отмечает, что в то время как первые страны восстановили активность и инфляцию, которые прогнозировались до пандемии, последние всё ещё демонстрируют последствия кризиса.
Однако примечательно, что всплеск инфляции, который произошёл в начале года, быстро прошёл, не нанеся большого ущерба производству и занятости. Однако базовая инфляция всё ещё демонстрирует признаки устойчивости, отмечает МВФ.
В докладе подчёркивается, что инфляция в сфере услуг остаётся высокой, особенно в развитых и развивающихся странах, за исключением США.
МВФ отмечает, что давление с целью приведения заработной платы в соответствие с ценами является основным драйвером устойчивой базовой инфляции в сфере услуг. Однако фонд надеется, что по мере сокращения разрывов в производстве это давление на заработную плату также должно ослабнуть.
Издержки производства в результате дезинфляции были исключительно малы в недавнем эпизоде. Коэффициент инфляционного участия (изменение разрыва выпуска для заданного изменения инфляции). Q4 1990 по Q1 1994, Q1 2000 – Q2 2002, Q3 2008 to Q3 2009, Q4 2022 — Q1 2024, Источник: МВФ
В докладе объясняется, почему инфляция так неожиданно выросла и так быстро снизилась. В качестве причин МВФ называет более быстрое, чем ожидалось, снижение цен на энергоносители и сильный отскок предложения рабочей силы, подкреплённый неожиданными и непопулярными всплесками иммиграции.
В докладе также отмечается, что более тонкое объяснение поведения инфляции заключается в том, что взаимодействие растущего спроса после пандемии с ограничениями предложения сделало связь между экономическим спадом и инфляцией (известную как «кривая Филлипса») более крутой (или, на жаргоне экономистов, «менее эластичной»).
Таким образом, инфляция выросла больше, чем ожидалось, когда спрос вырос, но упала быстрее, чем ожидалось, когда спрос и предложение объединились.
Денежно-кредитная политика сыграла свою роль в обоих направлениях, стимулируя, а затем сдерживая спрос, а также, при ужесточении, укрепляя доверие к целевым показателям инфляции.
Фискальная политика в 2022 году ужесточилась гораздо меньше, чем ожидалось. Фискальное проскальзывание (первичный баланс 2024 г. за вычетом 2022 г., % пунктов) Прогнозируемая консолидация. Фактическая консолидация. Источник: МВФ. *EMMIES = страны с формирующимся рынком и средним уровнем дохода; LIDC = развивающиеся страны с низким уровнем дохода.
В докладе отмечается изменение взаимоотношений между денежно-кредитной и фискальной политикой с 2020 года. Во время пандемии обе политики были крайне либеральными. Однако после 2021 года денежно-кредитная политика ужесточилась, в то время как фискальная политика осталась либеральной, особенно в США. Более высокие процентные ставки затем увеличивают фискальный дефицит.
Примечательной особенностью с 2020 года стало изменение взаимоотношений между денежно-кредитной и фискальной политикой. Во время пандемии обе они были крайне либеральными. Однако после 2021 года денежно-кредитная политика ужесточилась, в то время как фискальная политика осталась либеральной, особенно в США. Более высокие процентные ставки затем увеличивают фискальный дефицит.
Однако между США и еврозоной наблюдается большое расхождение в фискальных перспективах. По прогнозам МВФ, государственный долг США вырастет почти до 134 процентов валового внутреннего продукта к 2029 году. С другой стороны, в еврозоне ожидается, что соотношение государственного долга к ВВП стабилизируется на уровне около 88 процентов в 2024 году, хотя и с большими различиями между странами.
Ещё одной важной особенностью мировой экономики последнего времени является то, что после начаоа конфликта на Украине в феврале 2022 года темпы роста торговли между «блоками» упали больше, чем внутри «блоков», один из которых сосредоточен вокруг США и Европы, а другой — вокруг Китая и России.
МВФ не сильно изменил свою точку зрения, прогнозируя глобальный рост около 3 процентов. Это предполагает отсутствие крупных негативных потрясений, рост торговли в соответствии с объёмом производства, стабилизацию инфляции, смягчение денежно-кредитной политики и ужесточение фискальной политики.
В прогнозах фонда отмечается, что рост в США с четвёртого квартала по четвёртый квартал снизится с 2,5 процента в 2024 году до 1,9 процента в 2025 году, в то время как в еврозоне он немного вырастет до 1,3 процента. В более поздний период прогнозируется рост в развивающихся странах Азии на уровне 5 процентов, в Китае — на уровне 4,7 процента, а в Индии — на уровне 6,5 процента.
К сожалению, существует множество рисков ухудшения ситуации.
Прошлые решения в области денежно-кредитной политики могут привести к более серьёзным последствиям, чем ожидалось, и вызвать рецессию.
Если инфляция будет сильнее, чем предполагалось, то денежно-кредитная политика станет более жёсткой, что может повлиять на финансовую стабильность.
Влияние более высоких процентных ставок на устойчивость долга может оказаться больше, чем ожидалось, особенно в развивающихся странах.
Макроэкономические проблемы Китая могут оказаться более серьёзными, чем предполагалось ранее, поскольку его сектор недвижимости сокращает расходы, а меры компенсационной политики остаются ограниченными.
Если Дональд Трамп станет президентом США и начнёт проводить торговые меры, то вероятность начала полномасштабной торговой войны также будет значительной, что может привести к непредсказуемым последствиям для мировой экономики и международных отношений.
Кроме того, существует риск обострения существующих конфликтов или начала новых. Такие события могут привести к новым скачкам цен на сырьевые товары, которые могут усугубиться быстрыми изменениями в глобальном климате.
Всё это вызывает опасения. Однако стоит отметить и потенциальные положительные моменты. Реформы и восстановление доверия могут привести к росту инвестиций. Искусственный интеллект и энергетическая революция могут стимулировать инвестиции и рост. Возможно, человечество поймёт, что у него есть более важные дела, чем разжигание вражды и глупости.
МВФ подчёркивает необходимость обеспечения плавного снижения инфляции и денежно-кредитной политики. Он также отмечает необходимость стабилизации государственных финансов и стимулирования роста при одновременном сокращении неравенства. В среднесрочной перспективе он надеется на более сильные структурные реформы, включая улучшение доступа к образованию, снижение жёсткости рынка труда, повышение уровня участия рабочей силы, снижение барьеров для конкуренции, поддержку стартапов и продвижение цифровизации. Также он стремится ускорить переход к зелёной экономике и расширить многостороннее сотрудничество.
Если бы только божество заставило человечество быть таким разумным. Но, как всегда, всё зависит от нас.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Демократия способствует росту благосостояния нации: «Нобель» по экономике
Благосостояние американцев зависит от динамики рынка акций как никогда прежде