В России наблюдается беспрецедентный рост продаж автомобилей из Китая, что стало возможным благодаря санкциям, которые вынудили западные автопроизводители прекратить сотрудничество с Россией.
Exeed VX китайского производства, изображенный на фото, стоит около 56 000 долларов, тогда как сопоставимую модель BMW можно купить примерно за 95 000 долларов © Dreamstime
Китайские автомобили заняли лидирующие позиции на российском рынке, в то время как продажи европейских, корейских и японских брендов резко упали. В 2022 году, когда Россия начала СВО на Украине, доля этих брендов на рынке составляла 69%, но к концу года она снизилась до 8,5%. В то же время доля китайских производителей выросла с 9% до 57%.
По данным Китайской ассоциации легковых автомобилей, за первые девять месяцев 2024 года Россия стала крупнейшим экспортным направлением для китайских автомобилей. Объём экспорта достиг 849 951 автомобиля, в то время как Мексика, занимавшая второе место, импортировала в 2 раза меньше.
Генеральный секретарь CPCA Цуй Дуншу отметил, что рост экспорта автомобилей из Китая в Россию стал возможен благодаря изменениям на российском рынке.
Около 90% китайских автомобилей, продаваемых в России, оснащены двигателями внутреннего сгорания. Однако за первые восемь месяцев 2024 года в России было продано более 15 000 автомобилей, выпущенных Li Auto — производителем электромобилей, специализирующимся на вместительных гибридных внедорожниках.
По словам Вадима Горжанкина, директора PR-агентства «Красное слово», работающего с автомобильной промышленностью, китайские производители активно расширяют своё присутствие на рынке, привлекая как клиентов, так и специалистов.
По данным китайской таможни, в сентябре (последнем месяце, по которому имеются полные данные) автопроизводители экспортировали в Россию автомобили на сумму 1,8 млрд долларов США, что в 20 раз больше, чем в 2021 году.
Однако неофициальные автодилеры всё ещё ввозят в страну известные западные бренды по параллельным маршрутам импорта, но высокие цены тормозят рост их клиентской базы.
Exeed VX китайского производства, изображённый на фотографии, стоит около 56 000 долларов США, в то время как сопоставимую модель BMW можно купить примерно за 95 000 долларов США. В Германии водители могут купить BMW X5 30d примерно за $95 000, согласно официальному сайту компании. Цены на ту же модель в России варьируются от $152 000 до $203 000, согласно данным онлайн-торговой площадки Auto.ru.
Аналогичный Exeed VX китайского производства стоит около $56 000. Его производитель Chery является одним из самых продаваемых брендов наряду с Great Wall Motor и Geely.
Некоторые китайские автопроизводители предпочитают не раскрывать информацию о своей деятельности в России, объясняя растущее присутствие своих автомобилей на улицах страны серым рынком, на котором работают параллельные торговцы.
Zeekr, бренд электромобилей, выделенный из Geely, заявил в своём заявлении, что никогда не назначал никаких дилеров или дистрибьюторов в Российской Федерации. «Немногие автомобили, которые можно увидеть на российском рынке, являются индивидуальным поведением», — добавила компания, акции которой котируются на Нью-Йоркской бирже.
Ли Сян, основатель компании Li Auto, акции которой котируются на бирже Nasdaq, в прошлом году написал в социальных сетях, что у компании «нет представителей за рубежом», хотя он добавил, что компания не может ограничить «спрос» на частный параллельный экспорт, осуществляемый в Центральную Азию и на Ближний Восток.
Автомобильный блогер Илья Фролов утверждает, что Zeekr X может выехать с тесного парковочного места одним нажатием кнопки, но он более уязвим для угона © Dreamstime
Фролов, автомобильный блогер, отказался от своего Mercedes CLA и купил серый импортный Zeekr X по розничной цене 46 161 доллар США, который может выехать с тесного парковочного места одним нажатием кнопки на телефоне — функция, аналогичная той, что есть в BMW 7 серии.
Он сказал, что его купил «вау-фактор», предложенный китайскими производителями, отметив, что поддерживаемый Huawei Aito M9 имеет выдвижной экран, похожий на роскошный i7 от BMW, который может проецировать фильмы для пассажиров на заднем сиденье. «Эта машина — космический корабль по сравнению с Rolls-Royce, в котором нет ничего из этого забавного», — сказал он. «У неё очень консервативный дизайн, маленькие экраны».
Единственный недостаток автомобилей в том, что они более уязвимы для краж, сказал Фролов. «В Китае меньше преступности, поэтому у них нет таких же стандартов безопасности».
Однако не все российские водители довольны.
В октябре профсоюз таксистов России пожаловался российской газете «Коммерсант» на проблемы, возникшие в отрасли после перехода на более дешёвые модели китайских автомобилей.
Водители такси утверждают, что китайские автомобили часто приходят в негодность после пробега в 150 000 километров, в то время как европейские и корейские марки выдерживают до 300 000 километров.
Профсоюз отмечает, что получение запасных частей для ремонта китайских автомобилей может занять много времени.
Растущее влияние Китая вызвало недовольство у некоторых отечественных производителей, особенно у тех, кто вынужден был перенаправить большую часть своих ресурсов на производство оружия.
Сергей Чемезов, глава крупнейшего в России производителя оружия «Ростех», призвал государство принять меры защиты в отношении китайских автомобилей. Его компания имеет долю в крупнейшем в России производителе автомобилей «АвтоВАЗ», который заявил, что его доля на рынке, вероятно, упадёт до 25% после роста продаж китайских автомобилей.
Санкции ограничили доступ к западным деталям и технологиям, что сильно ударило по автопроизводителям страны. В поисках альтернативы они часто обращались к Китаю.
В этом году премьер-министр России Михаил Мишустин раскритиковал мужчину, который продемонстрировал новую модель «Волги» на бизнес-конференции, узнав, что рулевое колесо автомобиля было произведено в Китае.
«Где у вас руль сделан? Китайский? Я хочу, чтобы руль был российский. Это не так сложно, как локализовать коробку передач и все остальные элементы», — заявил премьер, как сообщает деловая газета РБК.
Торговые отношения между Россией и Китаем не сбалансированы. Китай, который и так был главным торговым партнёром РФ до начала конфликта на Украине в 2022 году, теперь обеспечивает более половины всего официального экспорта в Россию, согласно данным Trade Data Monitor. В сентябре только 5% от общего объёма импорта Китая приходилось на Россию.
«Направление движения во многом направлено в сторону большей зависимости России от Китая», — сказал Джон Кеннеди, эксперт по России в исследовательском институте Rand Europe.
«Очевидно, что существует геостратегическое партнёрство между Китаем и Россией», — говорит Илария Маццокко, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований. «Но также развиваются коммерческие интересы, и, вероятно, очень предприимчивые игроки с китайской стороны извлекают выгоду из того, как изменился рынок в России».
Аналитики считают, что растущий объём торговли между Россией и Китаем может затруднить обнаружение теневого импорта Москвой санкционных товаров, который в прошлом выделялся в торговых данных небольших транзитных стран.
Сразу после начала военного конфликта «все быстро поняли, что Россия обходит санкции через бывшие советские страны», — говорит эксперт из Берлина. «Но Китай торгует в таких больших объёмах и с такой непрозрачной статистикой, что никто ничего не понимает. Многое можно скрыть».
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
По теме:
ЕС введет пошлины до 45% на электромобили из Китая
Экспорт автомобилей и судов из Китая достиг рекорда, несмотря на замедление торговли
Лидер автоиндустрии Китая обогнал Tesla по квартальной выручке