Германия переживает один из самых резких спадов темпов роста среди всех развитых стран. Экономисты предупреждают о её уязвимости к торговым барьерам, которые планирует ввести новая администрация Трампа.
Согласно прогнозам Consensus Economics, в 2025 году экономика Германии вырастет всего на 0,6%, что ниже прогнозируемого в середине года роста на 1,2%. Это самое значительное снижение прогноза роста за этот период среди всех крупных промышленных экономик.
Сокращения частично отражают опасения, что инвестиционные решения будут заморожены ещё до возвращения Трампа в Белый дом. Компании откладывают крупные обязательства или даже перемещают производство. Политические потрясения в самой Германии усугубляют ситуацию, считают аналитики.
«Опоры послевоенного экономического чуда Германии — свободная мировая торговля, её автомобильная промышленность и НАТО — одновременно сотрясаются», — сказал Мориц Шуларик, президент Кильского института мировой экономики. Он добавил, что это негативно влияет на экономику, которая страдает от старения рабочей силы, чрезмерного регулирования и отставания в цифровизации.
Реальный ВВП Германии стагнирует со второй половины 2021 года. Ещё до победы Трампа на президентских выборах в США в прошлом месяце страна была готова к очередному году вялого роста в следующем году. Теперь экономисты ещё больше снизили свои прогнозы по объёму производства.
Хольгер Шмидинг, главный экономист банка Berenberg, почти вдвое снизил свой прогноз до 0,3% роста в 2025 году, что ниже прогнозов для других крупных экономик еврозоны, а также Великобритании и США. «Германия сильно уязвима», — сказал он. Риски торговой войны возникли, когда уже «возросла неопределённость относительно экономической политики в Германии».
В этом году экономисты, опрошенные Consensus Economics, ожидали, что экономика Германии сократится в среднем на 0,1%, что ниже прогноза роста на 0,3%, который был сделан в январе.
Непопулярная трёхсторонняя коалиция Германии из социал-демократов, зелёных и свободных демократов распалась на следующий день после выборов в США. Внеочередные выборы были запланированы на конец февраля, но переговоры коалиции по формированию нового правительства, скорее всего, затянутся на месяцы.
«Уровень беспокойства и нервозности среди немецких бизнесменов очень высок», — заявил Маттиас Кремер, глава отдела внешней торговли Федерации немецкой промышленности. Он добавил, что дополнительный удар от введения торговых барьеров будет «чрезвычайно болезненным».
В 2023 году на США пришлось 10% немецкого экспорта, что является самым высоким показателем за последние два десятилетия.
С 2015 года США заменили Францию в качестве единственного важнейшего торгового партнёра Германии. Они продолжают приобретать всё большее значение, поскольку Китай — быстрорастущий рынок за два десятилетия до пандемии — резко сократил свой спрос на немецкую продукцию, а санкции ударили по продажам в Россию.
Поскольку импорт Германии из США рос гораздо медленнее, положительное сальдо торговли Германии с США в 2023 году достигло рекордных 63,3 млрд евро. Накануне выборов в США некоторые немецкие экспортёры спешно отправляли товары в страну, и в сентябре экспорт вырос на 4,8% в месячном исчислении с поправкой на изменения цен и сезонные колебания.
«Немецкие компании за последние десятилетия сумели освоить глобальное разделение труда и стремятся к созданию высокоэффективных международных цепочек поставок», — сказал Кремер.
По оценкам мюнхенского института Ifo, если Трамп введёт 20-процентные пошлины на импорт некитайских товаров, как он обещал в ходе своей предвыборной кампании, немецкий экспорт в США может упасть на 15%.
Подчёркивая угрозу «геоэкономической фрагментации», глава Бундесбанка Йоахим Нагель заявил, что полная реализация тарифных планов Трампа может свести на нет один процентный пункт роста ВВП.
Однако экономисты предупреждают, что в Германии последствия могут ощущаться ещё до введения каких-либо пошлин, поскольку компании будут откладывать инвестиции внутри страны из-за сохраняющейся неопределённости. Крупные компании могут перенести большую часть производства в США.
«Эта тема поднималась в каждой дискуссии с немецкими менеджерами», — сказал Шуларик FT. С конца 2020 года немецкие компании значительно увеличили инвестиции в США, особенно в энергоёмкие сектора, показывают данные Бундесбанка.
Немецкие автопроизводители, которые борются с дорогостоящим переходом на электромобили, жёсткой конкуренцией со стороны китайских конкурентов и раздутыми издержками, а также фармацевтические группы пострадают особенно сильно. США получают 13% всех зарубежных продаж автомобилей Германии и 22% её фармацевтического экспорта. Оценки аналитического центра Ifo предполагают, что обе страны рухнут на треть в полномасштабной торговой войне.
Даже на внутреннем рынке немецким компаниям станет сложнее работать. Многие эксперты предупреждают, что если американские пошлины на китайские товары станут ещё выше, чем на европейские, то китайские производители перенаправят свою продукцию в Европу. Это может помочь снизить инфляцию в ЕС, но при этом отечественные производители столкнутся с усилением конкуренции, а их маржа сократится ещё больше.
В то время как другие страны ОЭСР, включая США и Южную Корею, наращивают объёмы производства, спад в обрабатывающей промышленности Германии продолжается. По официальной статистике, объём промышленного производства в Германии на 10% ниже уровня, который был до пандемии в декабре 2019 года.
Некоторые эксперты всё ещё надеются на опыт первого срока президентства Трампа. Они считают, что он создал много шума вокруг тарифов, но на самом деле ввёл лишь ограниченные сборы.
Однако на этот раз Трамп может использовать угрозу введения пошлин как способ добиться политических уступок от союзников, например, в вопросе отделения от Китая. Так считает Нил Ширинг из Capital Economics.
«Германия в этом отношении имеет решающее значение, учитывая, что из всех крупных европейских экономик она имеет самые тесные экономические связи с Китаем», — отмечает он.
Часть негативного воздействия на Германию можно было бы смягчить, если бы спрос в США увеличился благодаря планам Трампа по снижению налогов. Это усилило бы аппетит к немецкому импорту, особенно если бы доллар США продолжил укрепляться по отношению к евро.
Берт Флоссбах, ветеран немецкой инвестиционной отрасли, также относительно спокоен. Он считает, что многие немецкие производители создали крупное производственное присутствие в США, которое поможет компенсировать пошлины.
Немецкая ассоциация автомобильной промышленности отмечает, что ответные меры Берлина навредят американским автопроизводителям, поскольку половина из 900 000 автомобилей, ежегодно производимых в США компаниями Volkswagen, Mercedes и BMW, продаётся за пределами страны.
«Конечно, ситуация станет более сложной, но я не думаю, что торговый спор сам по себе приведёт к масштабному кризису», — добавляет Флоссбах.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Volkswagen планирует закрыть не менее 3 немецких заводов и сократить тысячи рабочих мест
ЕС введет пошлины до 45% на электромобили из Китая
Немцы уходят из Германии: Volkswagen готов закрыть все заводы в родной стране!
Угроза паритета евро возвращается на фоне разговоров о тарифах Трампа и сокращениях ЕЦБ