Рестрикции ЕС против России из-за конфликта на Украине теперь также включают санкции, направленные на экспортные возможности РФ по поставкам СПГ, что является частью более широкой цели Евросоюза — к 2027 году полностью прекратить импорт российских энергоносителей.
14-й пакет санкций, принятый в июне, был направлен на запрет поставок товаров, технологий и услуг для строящихся в России проектов СПГ.
Пакет также запрещает реэкспорт российского СПГ через порты ЕС с марта, а также запрещает импорт российского СПГ на определенные терминалы, не подключенные к сети газопроводов ЕС.
В мае ЕС также принял новый регламент в рамках пакета мер по декарбонизации, позволяющий государствам-членам ограничивать поставки российского газа и СПГ на национальном уровне.
Российский СПГ по-прежнему составляет значительную часть импорта газа в ЕС.
Ограничение транзита поставок, которые обычно попадают в Азию путем реэкспорта или перевалки с судна на судно, может привести к увеличению поставок российского СПГ в газовую сеть ЕС.
По словам источников на рынке, пока неясно, какое влияние запрет на перевалку окажет на импорт российского СПГ в Европу, поскольку прямого запрета на импорт российского СПГ нет.
Российский СПГ по-прежнему находит применение в тех частях Европы, где в последнее время он был редким гостем.
17 декабря партия российского СПГ прибыла на плавучий СПГ-терминал OLT Toscana в Италии, что стало первой поставкой российского СПГ в страну с марта 2023 года.
Комментируя доставку груза, представитель OLT подчеркнул, что «в Европе нет санкций, запрещающих импорт СПГ или газа из России».
Аналитики ожидают, что запрет на перевалку сильнее всего будет ощущаться в Азии.
«[Запрет] не должен оказать никакого влияния на импорт СПГ в Европу», — заявил европейский аналитик по торговле СПГ, добавив: «Он ограничивает поставки в Азию».
Потребность Европы в СПГ остается высокой на фоне растущей инфраструктуры импорта и вероятного прекращения поставок природного газа по трубопроводам из России через Украину с 2025 года.
Рост числа долгосрочных контрактов на поставку СПГ, подписываемых европейскими компаниями, и углубление присутствия компаний, занимающихся СПГ, привели к более динамичной торговле СПГ по всей Европе.
«Европейский рынок сильно изменился за последние три года, особенно из-за FSRU», — сказал трейдер СПГ.
«В предыдущие годы груз мог быть назначен к прибытию на терминал через три недели. Обычно он прибывал вовремя, без отклонений. Сегодня все может измениться в последнюю минуту».
По данным S&P Global Commodity Insights, в 2024 году ЕС импортировал около 82,7 млн тонн СПГ, почти половина из которых была поставлена из США.
Согласно данным, из общего объема импорта в 2024 году ЕС импортировал около 14,9 млн тонн российского СПГ, что превышает 13,9 млн тонн, поставленных в 2023 году.
Спотовые цены на импорт СПГ для поставок в Европу в последние недели оставались нестабильными из-за неопределенности со стороны предложения.
Platts на 23 декабря оценил спотовую цену на СПГ DES Northwest Europe Marker на февраль в $13,732/MMBtu.
Перевалка СПГ в Европе в основном сосредоточена на терминалах в Северо-Западной Европе, а именно на терминале СПГ в Зебрюгге в Бельгии, оператором которого является Fluxys, и на терминале Монтуар-де-Бретань во Франции, оператором которого является Elengy.
В ноябре Fluxys и Elengy объявили о соблюдении санкций ЕС в отношении российского СПГ: Fluxys заявила, что соответствующим образом изменила свои правила эксплуатации, а Elengy отметила, что приняла «необходимые меры» для обеспечения соблюдения санкций с марта 2025 года.
«Перевалка СПГ — это другой продукт, и он не так уж прост», — цитирует Commodity Insights трейдера СПГ, знакомого с этим процессом. «Есть общая стоимость мощности, плюс относительные затраты, определяемые использованием. В случае российского СПГ эти показатели использования, вероятно, снизятся, учитывая запрет».
В сентябре Fluxys заявил, что «чрезвычайно сложно» предсказать будущие экономические последствия российско-украинского конфликта. В сообщении говорится, что введение санкций ЕС с марта повлияет на «ограниченный сегмент» услуг, включенных в долгосрочные контракты, действующие на терминале Зебрюгге.
Реакция клиентов, зарезервировавших услуги по перевалке и регазификации российского СПГ, пока неясна, поскольку «слишком рано» оценивать финансовые последствия, добавили в компании.
Российская СПГ-отрасль
Российская отрасль СПГ ожидает, что американские и европейские чиновники сделают все возможное, чтобы полностью вытеснить российский СПГ с европейского рынка, сообщила Commodity Insights пресс-служба Российской ассоциации СПГ 11 декабря.
Новые мощности, которые планируется запустить в США и Катаре в течение ближайших двух лет, заменят российский СПГ в ЕС.
«Запрет на реэкспорт — это только первый шаг наших недружелюбных конкурентов в этом направлении, — заявили в ассоциации. — Естественно, экспорт российского СПГ в Европу будет снижаться и, скорее всего, прекратится».
15-й пакет санкций ЕС, одобренный 16 декабря, был направлен на дальнейшее нарушение работы теневого флота России в энергетическом секторе, при этом Европейский совет заявил, что меры направлены на увеличение стоимости эксплуатации такого флота.
ЕС также добавил газовоз «Кристоф де Маржери» в свой список санкций против России в рамках 15-го пакета.
Танкер «Кристоф де Маржери» с номером IMO 9737187 стал первым танкером для перевозки СПГ, получившим груз с завода «Ямал СПГ» в декабре 2017 года, и регулярно используется для транспортировки СПГ с этого объекта мощностью 17,4 млн тонн в год.
По материалам S&P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Газовые хранилища Европы опустошаются с рекордной скоростью с начала энергетического кризиса
Bloomberg: «Газпром» отключил от поставок австрийскую OMV
Германия предупреждает о возможных проблемах с заполнением хранилищ газа перед следующей зимой
Цены на газ в Европе подскочили после предупреждения OMV о риске прекращения поставок из России