Объемы нефтепродуктов, поставляемые Саудовской Аравией в Китай и в США. Источник: The Financial Times
Амин Нассер, возглавляющий Saudi Aramco — крупнейшую нефтяную компанию в мире, всегда рассматривал Китай как особого клиента. За десятилетие его руководства стоимость саудовского экспорта нефти в Китай увеличилась более чем втрое, достигнув беспрецедентного показателя в $56 млрд в 2022 году. Практически каждый шестой баррель, добываемый Саудовской Аравией, направлялся на нефтеперерабатывающие предприятия Китая.
«У меня нет сомнений, что развитие наших отношений до новых высот поможет усилиям Китая, направленным на исполнение надежд и мечтаний его народа», — заявил Нассер на прошлогоднем Китайском форуме развития в Пекине.
Импортируемая нефть — фундамент экономического роста Китая. Страна с нуля создала крупнейшую в мире автомобильную промышленность, построила разветвленную сеть железных дорог и воздушного транспорта, возвела тысячи небоскребов.
Согласно данным Международного энергетического агентства (МЭА), в 2022 году доля импортируемой сырой нефти составила 72% от общего объема поставок в страну, что наглядно демонстрирует зависимость китайской экономики от внешних энергоресурсов.
Признаки замедления
В последнее время появляются признаки того, что ненасытный спрос Китая на нефть может достичь пика раньше, чем предполагалось экспертами. В 2024 году зафиксировано значительное сокращение импорта нефти — почти на 2%, что составляет 240 000 баррелей в день — до уровня чуть более 11 млн баррелей в день. Это первое существенное снижение за два десятилетия, не считая временного спада во время пандемии COVID-19.
Текущее замедление обусловлено несколькими ключевыми факторами. Прежде всего, это общее замедление экономики страны и серьезный кризис в секторе недвижимости, который привел к сокращению строительной активности и, соответственно, снижению потребления дизельного топлива тяжёлой техникой. Существенное влияние оказывает масштабный переход грузового транспорта с традиционного дизельного топлива на более экологичный сжиженный природный газ.
По данным Китайской национальной нефтяной корпорации, продажи обоих видов топлива достигли пика в 2023 году и теперь будут снижаться на 25-40% в течение следующего десятилетия. В декабре Sinopec, крупнейший переработчик Китая, перенес прогноз по пику потребления сырой нефти на 2027 год по сравнению с ранее озвученным диапазоном между 2026 и 2030 годами.
Прогнозы и последствия
Когда Китай пройдет этот пик, никто точно не знает, но последствия для мирового нефтяного рынка будут огромными. Это подтвердит прогнозы МЭА о достижении пика мирового спроса на нефть до 2030 года, что может существенно повлиять на глобальную экономику. За последние три десятилетия Китай обеспечил половину всего роста мирового спроса на нефть — около 600 000 баррелей в день. Если этот темп продолжит выравниваться, $500 млрд , которые нефтяные компании тратят ежегодно на поиск новых источников нефти и газа, окажутся лишними.
Существует реальный риск избыточного инвестирования в нефтедобывающую отрасль, что может привести к серьезным экономическим последствиям для компаний и стран-производителей.
Согласно прогнозам МЭА, потребление нефти в Китае снизится с текущих 16-17 млн до приблизительно 12 млн баррелей в день к 2050 году. Ожидается, что часть спроса переместится в Индию и другие развивающиеся страны, однако этот рост не сможет полностью компенсировать снижение китайского потребления. В долгосрочной перспективе это приведёт к общему снижению мирового спроса на нефть.
Позиция производителей
Многие крупные производители нефти не верят в снижение китайского спроса. Saudi Aramco категорически отвергает идею о замедлении, в то время как ОПЕК продолжает прогнозировать устойчивый рост потребления на уровне 2,5 млн баррелей в день в период с 2023 по 2050 год. Производители также указывают на сохраняющуюся потребность в нефти для развития возобновляемой энергетики, включая производство компонентов для солнечных панелей и ветряных турбин.
«Слишком рано говорить о пике нефти», — считает Мег О'Нил, генеральный директор Woodside, крупнейшей нефтегазовой компании Австралии. Она указывает на тот факт, что экономике Китая еще далеко до западных уровней благосостояния на душу населения.
В Saudi Aramco также не верят в то, что Китай замедляется. По словам Нассера, когда люди говорят о Китае, они всегда пытаются максимизировать негатив и игнорировать позитив. Он уверен, что Китай еще не исчерпал свой потенциал.
«Для 5 мегаватт ветровой энергии требуется 50 тонн пластика. Для каждого электромобиля нужно 200-230 кг пластика. Даже в солнечных панелях 10 процентов приходится на волокна и так далее. Так что для перехода требуется больше нефти», — подчеркнул Нассер.
Некоторые также задаются вопросом, допустят ли власти этот пик. По словам Виктора Гао, председателя Китайского института энергетической безопасности, правительство будет оценивать потенциальное воздействие на свою огромную государственную нефтеперерабатывающую промышленность. Он предполагает, что государственные нефтеперерабатывающие заводы страны вряд ли внезапно останутся без работы, но, возможно, им придется изменить стратегию.
«Нефтеперерабатывающие мощности Китая огромны. До сих пор Китай перерабатывал нефть для внутреннего использования, он не экспортирует переработанные продукты. Но если страна преуспеет в революции электромобилей, он НПЗ начнут перерабатывать сырую нефть в различные продукты для экспорта. Это означает, что потребление сырой нефти в Китае останется стабильным», — отметил он.
Теперь Китаю также гораздо легче организовать поставки сырой нефти, отмечает Гао, указывая на углубляющиеся энергетические связи с Россией, которая с момента введения западными странами санкций стала надежным источником более дешевой нефти и газа.
«Это меняет менталитет Китая», — говорит он. «Если геополитические риски можно будет контролировать, возможно, будет гораздо легче расширить сотрудничество с Россией». В 2023 году Россия обогнала Саудовскую Аравию, став крупнейшим поставщиком нефти в Китай.
Заключение
Завершение китайского нефтяного бума представляет собой фундаментальное изменение структуры мирового энергетического рынка. Несмотря на разногласия относительно точных сроков достижения пика потребления, долгосрочная тенденция однозначно указывает на постепенное снижение спроса. Это потребует серьезной адаптации от стран-экспортеров нефти и может привести к значительным изменениям в глобальной энергетической политике.
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Отказ Китая и Индии от российской нефти поднял премии на ближневосточные сорта до рекордных значений
Ужесточение санкций США ограничит поставки российской нефти в Китай и Индию