Введение ответных пошлин Китаем на импорт энергоносителей из США, вероятно, окажет наиболее значительное влияние на рынок морских поставок коксующегося угля.
Антрацитовый уголь на разрезе в Нью-Касле, штат Пенсильвания, США, 13 июля 2020 года. Фото сделано 13 июля 2020 года. REUTERS/Dane Rhys
4 февраля Китай ввёл 15%-ю пошлину на импорт американского угля и сжиженного природного газа (СПГ), а также 10%-ю пошлину на сырую нефть в ответ на введение президентом США Дональдом Трампом 10%-й пошлины на весь китайский импорт.
Пошлины, скорее всего, будут достаточно высокими, чтобы практически уничтожить торговлю энергоносителями между Китаем, крупнейшим в мире импортёром угля, СПГ и сырой нефти, и Соединёнными Штатами, которые являются крупнейшим экспортёром СПГ и занимают четвёртое место по объёмам поставок угля и сырой нефти.
Однако доля США в импорте сырой нефти и СПГ в Китай невелика — около 2% и 5% соответственно, что означает, что мировые рынки, вероятно, смогут быстро и без особых трудностей адаптироваться.
Ситуация с металлургическим углём, также известным как коксующийся уголь, топливом, которое в основном используется для производства стали, совсем иная.
По данным, собранным аналитиками сырьевых товаров Kpler, общий объём морского импорта коксующегося угля в Китай в 2024 году составил 43,02 млн тонн, из которых 5,02 млн тонн пришлось на долю США, что составляет 11,7%.
Соединённые Штаты были четвёртым по величине поставщиком морского коксующегося угля в Китай после Австралии с 15,91 млн тонн, России с 11,68 млн тонн и Канады с 7,79 млн тонн.
Если новые пошлины действительно сделают американский коксующийся уголь неконкурентоспособным в Китае, то китайским сталелитейщикам придётся искать подходящие альтернативы.
Конечно, экспортёры коксующегося угля из США могли бы снизить стоимость грузов, чтобы остаться на китайском рынке, но они, скорее всего, попытаются продавать свой товар другим импортёрам, таким как крупнейший покупатель Индия, а также Япония и Южная Корея.
Если предположить, что спрос на коксующийся уголь в Китае в 2025 году останется неизменным по сравнению с 2024 годом, то Китай, вероятно, сможет получить коксующийся уголь из других источников.
Она могла бы попытаться выжать ещё немного из Монголии, своего главного поставщика, с помощью сухопутных поездов и грузовиков, но этот уголь прибудет не туда, поскольку поставки по морю в основном идут на прибрежные сталелитейные заводы.
Также сомнительно, что Россия сможет увеличить добычу и пропускную способность железных дорог в достаточной степени, чтобы заменить коксующийся уголь из США.
В результате в качестве альтернативы остаются Австралия и Канада, поскольку оба экспортёра способны удовлетворить спрос Китая.
Однако это может иметь свои издержки, поскольку китайским производителям стали, возможно, придётся предложить больше австралийским и канадским горнодобывающим компаниям, чтобы переманить покупателей из других стран.
Австралийский прецедент
В середине 2020 года Китай ввёл неофициальное эмбарго на австралийский уголь, что привело к практически полному прекращению импорта из Австралии. Однако это вызвало рост цен на морские сорта угля.
Китай был вынужден закупать энергетический уголь у таких стран, как Индонезия, а коксующийся — у США и Канады. При этом ему пришлось платить за это дополнительную плату.
Если Китай попытается заменить американский коксующийся уголь поставками из Австралии и Канады, ему, вероятно, придётся конкурировать с индийскими покупателями.
По данным Kpler, Индия является крупнейшим в мире импортёром коксующегося угля. В 2024 году объём импорта составил 67,6 млн тонн.
Крупнейшим поставщиком угля для Индии была Австралия, которая поставила 34,88 млн тонн, что составляет чуть более 50% от общего объёма. На втором месте была Россия с 14,74 млн тонн, а на третьем — США с 8,4 млн тонн.
Наиболее логичным решением для Китая было бы закупать больше угля у Австралии, чтобы отказаться от американского коксующегося угля. В свою очередь, Индия могла бы закупать меньше угля у Австралии и больше — у США.
Это возможно, но, вероятно, потребует дополнительных затрат на начальном этапе.
Цены на морской коксующийся уголь снижаются уже 16 месяцев. Базовые австралийские контракты, торгуемые в Сингапуре, выросли с 363 долларов за тонну в середине октября 2023 года до 188 долларов 14 февраля, что на 48,2% меньше.
По данным Argus, 13 февраля американский коксующийся уголь с низким содержанием летучих веществ в портах восточного побережья оценивался в 187,50 долларов США за тонну, что соответствует австралийскому эталону.
Если китайские покупатели переключатся на закупку большего количества австралийского и, возможно, канадского коксующегося угля, то, вероятно, австралийские цены превысят американские, особенно если американским производителям придётся искать альтернативных покупателей для грузов, предназначенных для Китая.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам Thomson Reuters
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
В 2024 году в Китае построено рекордное количество угольных электростанций за последние 10 лет
Цены на уголь в Китае упали до годового минимума
После прохождения пика потребления ископаемого топлива наступит «эра электричества» — МЭА
Индия увеличит закупки американской нефти и газа после заявления Трампа