По данным Platts от 17 февраля, объем поставок российской сырой нефти на независимые НПЗ Китая в январе 2025 г. оставался стабильным, если сравнивать с декабрем, несмотря на расширение санкций США против нефтяной отрасли России и запрет Shandong Port Group на заход в порт подсанкционных судов.
Однако в феврале объемы, скорее всего, снизятся, поскольку резкий рост грузоперевозок отпугнет покупателей от небольших независимых НПЗ, пока поставщики не примут меры, чтобы обойти санкции и ограничительные списки.
Поставки сырой нефти из России, включая ВСТО, Сокол, Юралс и Сахалинскую смесь, в январе составили 2,370 млн тонн (560 390 баррелей в сутки) для всего независимого сектора по сравнению с 2,367 млн тонн (559 680 баррелей в сутки) в декабре.
Между тем, крупный нефтеперерабатывающий завод Shenghong Petrochemical увеличил закупки российской сырой нефти с поставкой в январе, компенсировав месячное сокращение на небольших независимых НПЗ.
10 января США и Великобритания добавили в санкционный список более 183 судов, перевозящих российскую сырую нефть. Китайская портовая группа Shandong Port Group запретила суда, подпадающие под санкции, с 7 января. Порты Шаньдуна обслуживают большинство небольших независимых нефтеперерабатывающих заводов Китая, производственные мощности которых составляют от 40 000 до 214 000 баррелей в сутки и которые являются покупателями подсанкционной нефти.
Это говорит о том, что непосредственное воздействие санкций на приток российской нефти было ограниченным по сравнению с воздействием на иранский импорт, который упал на 44% до менее 3,6 млн тонн (851 000 баррелей в сутки) в январе с примерно 6,28 млн тонн (1,48 млн баррелей в сутки) в декабре, сообщает Platts.
Флот под санкциями
Данные Platts показали, что шесть недавно оказавшихся под санкциями судов выгрузили 575 000 тонн российской сырой нефти в январе уже после включения в санкционный список. Пять из них выгрузили 480 000 тонн с исключениями, поскольку они были загружены до 10 января. Еще одно подсанкционное судно направилось в порт Яншань в Шанхае, чтобы выгрузить 95 000 тонн российской сырой нефти марки Сокол, поскольку она была загружена после 10 января и внесена в черный список портов Шаньдуна.
Среди российских сортов Сокол и Сахалин Бленд испытывают больше проблем с выгрузкой, поскольку ледоколы перевозят бо́льшую часть грузов. Большинство теневых ледоколов включены в новый санкционный список.
По данным S&P Global, 13 февраля в порту Чжоушань в провинции Чжэцзян был выгружен еще один груз «Сокол», перевозимый недавно подпавшим под санкции судном «Николай Задорнов».
«Все эти российские или иранские грузы в конечном итоге отправятся в Шаньдун для чайников», — сказал источник, работающий в хранилище, где скапливаются поставки подсанкционной нефти.
Рост продаж ВСТО
По данным Platts, поставки самой популярной нефти сорта ВСТО выросли на 21,4% по сравнению с декабрем и составили около 1,7 млн тонн в январе. Однако поставки этого сорта в феврале должны снизиться. Трейдер, работающий в провинции Шаньдун, заявил, что поставки ВСТО, перевозимые судами, не подпадающими под санкции, стали менее конкурентоспособными, в то время как логистические риски для баррелей, перевозимых санкционированными флотами, возросли.
По данным источников S&P Global, нефть ВСТО продается с разницей около 2,50–2,70 долл. США за баррель по сравнению с фьючерсами Brent на базе DES Shandong с поставкой в марте 18 февраля. Эта скидка по-прежнему выше, чем 1,50–2 долл. США за баррель в декабре до введения новых санкций.
За последние несколько дней было заключено всего несколько сделок. Независимые нефтеперерабатывающие заводы Шаньдуна все-таки опасаются покупать подсанкционную нефть. Но скидка на российский сорт подкупает. Иногда дисконт достигает даже 3 доллара за баррель.
Поставки в другие порты
Аналитик из Пекина предполагает, что в скором времени логистический затор из России в Китай ослабнет, поскольку грузооборот сократится, и все больше китайских портов, вероятно, захотят принимать теневые отгрузки, что поможет поддержать объемы импорта из России».
Ставки фрахта на перевозку российской сырой нефти в Китай снизились после того, как несколько танкеров возобновили работу между Козьмино и китайскими портами, что принесло некоторое облегчение покупателям на одном из самых загруженных нефтяных маршрутов в Азии.
По оценке Platts, фрахтовые ставки на суда класса Aframax резко выросли с 16,25 долл. США за тонну 10 января до 70 долл. США за тонну к 20 января, а затем стабилизировались на уровне 45 долл. США за тонну в период с 12 по 17 февраля.
Тем временем поставщики искали альтернативные нефтеналивные терминалы, включая частные, для выгрузки российских поставок с судов, занесенных в черный список Shandong Port Group.
Например, 11 февраля судно SI HE под флагом Панамы, которое включено в последний санкционный список, успешно выгрузило около 100 000 тонн российской нефти ВСТО в порту Дунъин, предположительно через частные терминалы.
В январе отгрузка российской нефти марки ВСТО из порта Козьмино сократилась до 37 судов с рекордных 41 в декабре.
Из этих 37 грузов, каждый весом 100 000 тонн (примерно 730 000 баррелей), 34 направлялись в Китай, а оставшиеся три — в Индию.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам S&P Global.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Торговля российской нефтью с Китаем и Индией остановилась из-за санкций
Индийские банки задерживают платежи за российскую нефть из-за санкций США
Отказ Китая и Индии от российской нефти поднял премии на ближневосточные сорта до рекордных значений
Индия увеличит закупки американской нефти и газа после заявления Трампа
МЭА заявляет, что новые санкции США могут существенно нарушить поставки нефти из России