Объем добычи нефти в России. Источник: Bloomberg
На фоне переговоров между США и Россией о разрешении конфликта сформировались две противоположные позиции. Первая предполагает длительный и сложный переговорный процесс с сохранением санкций на месяцы или даже годы. Вторая рассматривает смягчение ограничений уже в ближайшее время.
Второй сценарий более вероятен. Ключевой фактор — не сами санкции, а их практическое применение. События прошлой недели заставляют усомниться в том, что Минфин США будет жестко контролировать экспорт российской нефти, американские дипломаты — активно убеждать азиатские страны отказаться от российского сырья, а Белый дом — препятствовать возвращению американских нефтяных компаний в Россию. Санкционный режим фактически разрушается, даже если юридически он пока остается в силе.
Производство в России не пострадало
Ставки высоки. Россия — сырьевая сверхдержава, входящая в топ-5 на многих рынках: от нефти до алюминия и пшеницы. Она является ключевым поставщиком для соседних стран. До начала военных действий в 2022 году Россия обеспечивала 25% потребностей Европы в нефти, 50% в угле и почти 40% в газе.
Конфликт перевернул торговые потоки, но российское сырьевое производство практически не изменилось. В некоторых случаях текущие объемы даже превышают показатели 2021 года.
Отчасти это было запланировано. Вашингтон, Лондон и Брюссель столкнулись с непростым выбором: ввести эмбарго на российское сырье и столкнуться с резким ростом инфляции или позволить торговле продолжаться, косвенно финансируя военные действия. Вместо этого они выбрали третий, практически невозможный путь: ввести санкции, но с достаточным количеством лазеек для продолжения поставок.
Разные сценарии для разных рынков
В этих условиях снятие санкций, скорее всего, не поможет снизить цены — по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Возьмем нефть. Российская добыча ограничена не западными санкциями, а собственными обязательствами в рамках картеля ОПЕК+. Действительно, добыча российской нефти ниже уровня конца 2021 года — около 9,7 млн баррелей в день против 10,6 млн баррелей. Но добыча других ведущих стран ОПЕК+, например, Саудовской Аравии, снизилась на сопоставимую или даже большую величину.
Сельскохозяйственные товары — еще один сегмент сырьевого рынка, который не отреагирует на смену санкционного режима. Несмотря на сложности, созданные банковскими ограничениями, Россия могла экспортировать столько сельхозпродукции, сколько хотела. Фактически экспорт пшеницы в 2023-24 годах достиг исторического максимума в 55 млн метрических тонн, что на 60% больше, чем в 2021-22 годах. Похожая ситуация в металлургическом секторе. Производство алюминия в России в прошлом году выросло до 3,8 млн тонн — максимума более чем за десятилетие.
Природный газ — одно из немногих исключений. Там, где сырье все еще доступно, например, в виде сжиженного природного газа, Европа остается готовым покупателем. Фактически некоторые европейские страны закупают рекордные объемы российского СПГ спустя более 1000 дней после начала конфликта.
Что изменится после снятия санкций
Маловероятно, что Европа вернется к прежним объемам закупок российского газа, однако даже частичное возобновление поставок в отдельные страны способно существенно повлиять на рынок. По оценкам экспертов, европейские оптовые цены на природный газ могут снизиться на 25% и более к следующему году при возобновлении поставок из России. Это автоматически приведет к снижению цен на электроэнергию. Несмотря на текущую ситуацию, Германия и другие европейские страны, вероятно, возобновят закупки российского газа.
В торговле другими сырьевыми товарами ключевым изменением стала не трансформация производства, а перенаправление потоков. Вместо традиционных покупателей из близлежащих стран российское сырье теперь преимущественно поставляется в Китай и Индию.
Отмена санкций не приведет к мгновенному изменению предложения сырья, но создаст условия для будущего роста. Это может повлиять на позицию Москвы в ОПЕК+. Хотя российско-саудовский альянс пока демонстрирует устойчивость, Путин выступает за расширение формата переговоров по энергетическому рынку с участием США наряду с Эр-Риядом и Москвой. Президент Дональд Трамп также призывает ОПЕК+ нарастить добычу.
Снятие санкций и возвращение американских инвестиций может увеличить производственные мощности России, особенно в нефтяной отрасли. Однако этот процесс займет несколько лет.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Bloomberg
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Акции североамериканских экспортеров газа теряют позиции после трехлетнего роста