Изображение: нейросеть
Немецкие оборонные компании, стремящиеся расширить мощности в связи с подготовкой Европы к увеличению военных расходов, присматриваются к находящейся в тяжелом положении автомобильной промышленности, что является первым признаком перемен, которые могут помочь оживить крупнейшую экономику континента после двух лет спада.
Производители танков, радаров и оружия стремятся нарастить производство, поскольку Европа реагирует на давление США, требующее от нее заботиться о собственной обороне. Автопроизводители, десятилетиями являвшиеся экономической силой Германии, тем временем сокращают рабочие места и закрывают заводы на фоне замедления спроса и, пусть и со скрипом, но перехода на электромобили.
Rheinmetall, крупнейший производитель боеприпасов в Европе, на прошлой неделе заявил, что перепрофилирует два завода, в настоящее время выпускающих автомобильные детали, в основном для производства оборонного оборудования.
Hensoldt, который производит радиолокационные системы TRML-4D, ведет переговоры о приеме на работу около 200 рабочих от крупных поставщиков автозапчастей Bosch и Continental.
«Мы извлекаем выгоду из трудностей в автомобильной промышленности», — заявил агентству Reuters генеральный директор Hensoldt Оливер Дёрре, добавив, что дальнейшие инвестиции могут более чем удвоить годовой объем производства TRML-4D до 25–30 единиц.
В воскресенье европейские лидеры согласились, что им следует увеличить расходы на свои вооруженные силы на чрезвычайном саммите в Лондоне, созванном после того, как публичная перепалка между президентами Дональдом Трампом и Владимиром Зеленским поставила под сомнение будущую поддержку США Украины.
Лидеры ЕС должны встретиться 6 марта, чтобы обсудить предложения по мобилизации до 800 млрд евро (843 млрд долларов США) на перевооружение, включая 150 млрд евро совместных заимствований.
Партии, ведущие переговоры о формировании нового правительства Германии, во вторник вечером объявили о предложениях создать фонд в размере 500 миллиардов евро для развития инфраструктуры и пересмотреть правила заимствований с целью значительного увеличения расходов на оборону.
В результате на этой неделе акции европейских оборонных компаний резко выросли.
По оценкам аналитического центра Bruegel, Европе может потребоваться 300 000 дополнительных военнослужащих и краткосрочное ежегодное увеличение расходов на оборону не менее чем на 250 миллиардов евро.
УВЕЛИЧЕНИЕ ВВП
Поворот в сторону оборонного производства может дать толчок экономике Германии, которая стала отстающей среди европейских стран, поскольку предприятиям приходится бороться с высокими ценами на энергоносители, бюрократизмом и агрессивной конкуренцией из-за рубежа.
Кильский институт мировой экономики IfW подсчитал, что валовой внутренний продукт Европейского союза может расти на 0,9–1,5% в год, если страны ЕС увеличат военные расходы до 3,5% ВВП с нынешнего целевого показателя НАТО в 2% и будут полагаться на местные технологии.
«В среднесрочной и долгосрочной перспективе американская экономическая история, в частности, показала, что такие военные расходы могут принести большую пользу с точки зрения роста производительности, сопутствующих эффектов и технологических достижений», — сказал Йоханнес Биндер из IfW Kiel.
Он добавил, что для Германии с ее существующей промышленной инфраструктурой рост ВВП, скорее всего, будет находиться на верхней границе этого диапазона.
По оценкам EY, увеличение расходов на оборону до 3% от ВВП более чем удвоит ежегодные инвестиции Германии до 25,5 млрд евро, создаст 245 000 прямых и косвенных рабочих мест и приведет к росту производственной и сервисной деятельности на сумму около 42 млрд евро в год.
Согласно последним имеющимся данным, в 2022 году в сфере безопасности и обороны Германии было занято 387 000 человек, что примерно вдвое меньше, чем в автомобильном секторе страны в том же году. Продажи оборонной промышленности в 2022 году составили 47 миллиардов евро по сравнению с 506 миллиардами для автомобильного сектора.
«Мы должны рассматривать оборонную промышленность как экономический двигатель Германии», — сказал Дёрре из Hensoldt. «Этот сектор будет играть более значимую роль, чем в прошлом».
Компания Hensoldt уже начала передавать на аутсорсинг производство печатных плат, и, по словам Дёрре, в конце концов это может быть распространено на производство жгутов проводов и корпусов.
Он отметил, что использование резервных мощностей в автомобильном секторе поможет сохранить существующую производственную инфраструктуру Германии, а также увеличить выпуск военной техники.
СИНЕРГИЯ
Производитель редукторов для танков Renk, контрольный пакет акций которого принадлежал Volkswagen до 2020 года, сказал, что автомобильный сектор в последнее время стал более привлекательным, особенно в плане масштабирования производственных мощностей. Он не привел дополнительных подробностей.
Однако аналитики Deutsche Bank в своей заметке в прошлом месяце предупредили, что увеличение расходов ЕС на оборону может не принести существенной выгоды местной промышленности, которая более раздроблена, чем ее аналог в США.
Бывший глава Европейского центрального банка Марио Драги в недавнем докладе о конкурентоспособности Европы заявил, что в период с середины 2022 года по середину 2023 года почти четыре пятых расходов ЕС на оборонные закупки приходилось на поставщиков из стран, не входящих в ЕС.
Rheinmetall также ведет переговоры с Continental о найме около 100 сотрудников для усиления операций.
Генеральный директор компании Армин Паппергер заявил агентству Reuters в феврале, что для повышения устойчивости Европы необходимы огромные инвестиции в ракеты, боеприпасы и транспортные средства, добавив, что континент значительно отстает от целевого показателя по расходам.
Подготовлено Profinance.ru по материалам Reuters.
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Решение Германии увеличить оборонные расходы оказалось важнее тарифов Трампа