План Фридриха Мерца, направленный на увеличение расходов на оборону и модернизацию инфраструктуры Германии, станет крупнейшим экономическим стимулом со времён падения Берлинской стены.
Хотя детали плана ещё предстоит проработать, историческое соглашение между будущим канцлером и его вероятными партнёрами по коалиции, левоцентристскими социал-демократами, позволяет брать потенциально неограниченные займы на оборонные расходы и создаёт 10-летний фонд в размере 500 млрд евро для инвестиций в инфраструктуру.
Экономисты ожидают, что план, который ещё должен быть одобрен большинством в две трети голосов в парламенте, может обеспечить до 1 трлн евро дополнительных займов в течение следующего десятилетия — сумма, которая составляет более пятой части всего объёма производства в Германии, — и возродить крупнейшую экономику Европы после многих лет стагнации.
«Это очень хорошая новость для военного потенциала, а также для экономического роста», — сказал Йенс Зюдекум, профессор международной экономики в Дюссельдорфском университете имени Генриха Гейне.
Этот план также противоречит более чем двадцатилетней политике фискального консерватизма и предусматривает рост государственных расходов темпами, невиданными со времён падения Берлинской стены в 1989 году. Экономисты из Гамбургского коммерческого банка ожидают, что соотношение долга к ВВП вырастет с 63 до 84 процентов.
Уровень задолженности Германии вырос после воссоединения и, как ожидается, увеличится еще больше в соответствии с новым планом расходов Мерца. Соотношение государственного долга к ВВП Германии (%). FT. Источник: FRED
«И скорость, с которой это происходит, и масштабы предполагаемого расширения бюджета напоминают воссоединение Германии», — сказал экономист Deutsche Bank Робин Винклер.
За пять лет после воссоединения в октябре 1990 года уровень государственного долга Германии вырос с 41 до 60 процентов ВВП, поскольку страна увеличила государственные инвестиции в изношенную инфраструктуру бывшей Германской Демократической Республики.
С тех пор сменяющие друг друга правительства придерживались модели бюджетной экономии, которая привела к многолетнему недофинансированию общественной инфраструктуры, что характеризовалось растущей неспособностью поездов Deutsche Bahn прибывать вовремя.
«Я с нетерпением жду того дня в — вероятно, ещё отдалённом — будущем, когда немецкие поезда будут ходить так же быстро и пунктуально, как во Франции, Швейцарии или Австрии», — сказал экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг.
В основе проблемы лежит «долговой тормоз», закреплённый в конституции Германии в 2009 году на пике мирового финансового кризиса. Он ограничивает способность правительства брать новые кредиты 0,35% ВВП — это один из самых строгих законов против заимствований в истории. Большая часть имевшихся финансовых возможностей была потрачена на социальное обеспечение и социальные выплаты.
Планы Мерца обходят «долговой тормоз», позволяя исключить из бюджета всё, что превышает 1% ВВП, потраченного на оборону. Goldman Sachs прогнозирует, что благодаря этому плану расходы Германии на оборону к 2027 году вырастут до 3,5% ВВП по сравнению с 2,1% в 2024 году и всего 1,5% в предыдущие годы, согласно данным НАТО.
Решение Мерца отказаться от бюджетной сдержанности было принято на фоне стремительного ослабления связей в сфере безопасности между США и Европой. Поскольку Дональд Трамп пригрозил прекратить предоставление гарантий безопасности США и, по крайней мере, временно прекратить поддержку Украины, Мерц заявил, что Германия должна отказаться от сдерживающих факторов, чтобы защитить Европу от «угроз свободе и миру».
В то время как в среду стоимость заимствований в Германии выросла больше всего за 17 лет, экономисты не беспокоились о возможных последствиях для устойчивости долга.
Даже при соотношении долга к ВВП на уровне около 84% государственные долговые обязательства Германии были бы «по-прежнему довольно благоприятными» по сравнению с большинством стран-конкурентов, сказал Сайрус де ла Рубиа, главный экономист Гамбургского коммерческого банка, отметив, что во Франции этот показатель составляет 115%, а в США — 124%.
И многие ожидают, что увеличение объема заимствований приведет к росту производства.
«Это устранит многие препятствия, которые в последнее время мешали экономическому росту Германии», — сказал Себастьян Дуллиен, директор по исследованиям Института макроэкономической политики в Дюссельдорфе. Он сказал, что, по его мнению, рост на 2% — примерно такой же, как в среднем по Германии за 15 лет до пандемии, — теперь возможен.
Экономист Goldman Sachs Никлас Гарнардт заявил, что темпы роста в 2% будут достигнуты уже в 2026 году — это вдвое больше предыдущего прогноза инвестиционного банка, сделанного до того, как Мерц обнародовал свой план.
Некоторые инфраструктурные проекты, такие как инвестиционный план на 53 млрд евро для изношенной железнодорожной инфраструктуры Германии на период с 2025 по 2027 год, который был разработан в конце прошлого года, в значительной степени готовы к реализации и могут практически сразу же ускорить рост экономики.
Увеличение расходов на оборону может оказать менее значительное влияние на экономический рост по сравнению с другими видами государственных расходов, учитывая сохраняющуюся зависимость Европы от оборонной продукции США.
В 2022 году Берлин выделил 100 миллиардов евро из специального фонда на модернизацию вооружённых сил. Из этой суммы 21 миллиард евро был направлен на покупку истребителей F35 американского производства, вертолётов «Чинук» и систем противовоздушной обороны «Пэтриот».
Винклер из Deutsche Bank считает, что для подъёма отечественной оборонной промышленности потребуется несколько лет. Однако он также выразил оптимизм относительно того, что увеличение военных расходов может стимулировать инновации и повысить потенциальный темп роста страны.
Представитель министерства обороны Германии заявил, что правительство планирует направлять средства не только в крупные компании, но и в более мелкие фирмы и стартапы. Это, по его мнению, создаст дополнительный эффект для всей экономики.
Акции немецких оборонных компаний, таких как Rheinmetall, Hensoldt и Thyssenkrupp, продолжили расти в среду после заявления министра обороны накануне вечером. Это стало продолжением успеха предыдущих недель.
Многие годы беспокойства о деиндустриализации из-за высоких цен на энергоносители и конкуренции со стороны Китая сменились стремлением увеличить объёмы внутреннего производства. Это вдохнуло новую жизнь в такие компании, как Volkswagen, акции которых в среду выросли почти на 5%.
Некоторые экономисты считают, что простаивающие мощности в автомобильной промышленности можно перепрофилировать для оборонной промышленности.
Объявление о пакете инфраструктурных мер также поддержало производителя цемента Heidelberg Materials и строительную группу Hochtief. В среду они стали одними из самых успешных немецких компаний, показав рост до 14%.
Предполагается, что в течение следующих 10 лет государственные инвестиции составят почти 600 млрд евро. Общий объем требуемых инвестиций в 2025–2035 гг. по категориям (млрд евро). Декарбонизация. Местная инфраструктура. Расширение железнодорожной сети. Государственные автомагистрали. Новое жилье. Реновация университетов. Расширение общественного транспорта. Проекты по адаптации к местному климату. Расширение школ полного дня. FT. Источник: IMK/IW 2024
Фонд в размере 500 миллиардов евро поможет восполнить дефицит в 600 миллиардов евро, который необходимо восполнить для улучшения инфраструктуры Германии. По оценкам аналитических центров IW и IMK, в прошлом году треть этой суммы необходимо было потратить на декарбонизацию, а ещё 177 миллиардов евро — на местную инфраструктуру.
Однако скептики предупреждают, что этот план не решит всех проблем.
Мэтью Морган, глава отдела фиксированных доходов в Jupiter Asset Management, считает, что экономика Германии по-прежнему сталкивается с серьёзными структурными проблемами, такими как ужесточение глобальной конкуренции в производстве, старение рабочей силы и высокая стоимость энергоресурсов.
Учитывая возможность торговой войны с США, Марсель Фратшер, президент DIW, заявил, что геополитические риски могут «перевешивать положительные эффекты от внутренней политики в течение следующих одного-двух лет». ВВП Германии, вероятно, сократится в 2025 году в третий раз подряд.
Изабель Матеос-и-Лаго, главный экономист BNP, не разделяет эту точку зрения. Она считает, что хотя для ускорения роста инвестиций потребуется время, «позитивный всплеск доверия» может иметь немедленные последствия.
По её словам, это было бы особенно актуально в условиях исторически высокой геополитической неопределённости.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Немецкая «базука» взрорвола рынки облигаций, а евро теперь ждут на $1.20