Соединённые Штаты должны «выбивать клин клином», введя пошлины на суда, построенные в Китае, чтобы компенсировать субсидии, предоставляемые КНР своей судостроительной отрасли. Об этом заявил назначенец Дональда Трампа на пост главы американского регулятора морского судоходства.
Суда, строящиеся в Тайцане, провинция Цзянсу, Китай. Федеральная морская комиссия хочет ввести плату в размере до 1,5 млн долларов за заход в порты США судов китайского производства © STR/AFP/Getty Images
«Мы должны компенсировать субсидии, которые Китай предоставляет своей судостроительной отрасли, бороться с проблемой, используя аналогичные методы», — сказал Луис Сола, который в январе был назначен председателем Федеральной морской комиссии. «Куда должны направляться эти средства? Эти деньги должны быть инвестированы в американское судостроение», — добавил он.
Комментарии Солы последовали за рекомендацией торгового представителя США ввести меры, включая сборы в размере до 1,5 миллиона долларов с судов китайского производства, заходящих в порты США.
Ожидается, что администрация Трампа примет окончательное решение по этому предложению, которое было сделано по итогам расследования, начатого при бывшем президенте Джо Байдене, после публичных слушаний в марте.
По данным исследования брокерской компании Clarksons, в 2024 году меры, предложенные USTR, могли бы повлиять на 36 595 заходов судов в порты США, что могло бы принести годовой доход в размере 52 миллиардов долларов.
«Я не хочу связываться с Голиафом, — сказал председатель FMC. — Я бы предпочёл выставить против него своего чемпиона, а единственный способ сделать это — финансировать его».
Предложение ввести карательные меры в отношении китайских судов, заходящих в порты США, — это последняя попытка повысить конкурентоспособность Америки, что является ключевой целью Трампа. В этом месяце президент США заявил на совместном заседании Конгресса, что создаст в Белом доме «Управление по судостроению» и предоставит налоговые льготы для отрасли.
«Чтобы укрепить нашу оборонную промышленную базу, мы также собираемся возродить американскую судостроительную промышленность, включая коммерческое и военное судостроение», — заявил Трамп законодателям.
Однако, по мнению экспертов, в ближайшем будущем американские судостроители вряд ли смогут конкурировать с китайскими соперниками.
По состоянию на март США, которые когда-то были одной из ведущих судостроительных стран, обеспечили всего 0,2% мирового коммерческого судостроительного заказа в пересчёте на валовую вместимость — показатель объёма работ, необходимых для строительства судна. Для сравнения: доля Китая составляет 59%, согласно данным Clarksons Research.
По словам Солы, FMC, регулирующая мировую судоходную отрасль для защиты интересов потребителей в США, помогала Министерству торговли США в расследовании, связанном с китайскими судами, в преддверии публичных слушаний по предложению о пошлине. Расследование было начато в прошлом году в ответ на призыв профсоюзов США к проведению расследования.
Сола утверждал, что, хотя США обратились к более дешёвому субсидируемому производству в Азии, у страны «есть ресурсы, есть мощности, есть люди и есть ноу-хау».
Он сказал, что США могли бы «взять на себя значительную часть» производства кранов, которые загружают и разгружают суда в порту, поскольку «технология не такая уж сложная».
Широкое распространение кранов китайского производства в портах США привлекло внимание властей США при администрации Байдена на фоне опасений, что ими можно управлять дистанционно.
Сола признал, что судостроение — «гораздо более сложная сфера», но заявил, что США «могут участвовать в строительстве небольших коммерческих судов».
FMC, юристы и экономисты которого консультируют правительство по вопросам законодательства, является политически независимым государственным учреждением. Но Сола, член FMC с 2019 года, баллотировавшийся в Конгресс как кандидат от Республиканской партии, ранее публично поддерживал Трампа.
Китайское судостроение стремительно развивается. Размер портфеля заказов на коммерческие суда по странам, компенсированная валовая вместимость. Данные за 2025 год показывают портфель заказов по состоянию на март. Остальные данные показывают портфель заказов на начало каждого года. Источник: Исследования Кларксона.
Сола сказал, что "с учетом приоритетов президента Трампа "Америка прежде всего", FMC находится в авангарде", добавив, что он добивается увеличения бюджета, чтобы агентство могло нанять больше сотрудников, несмотря на то, что администрация произвела значительные сокращения в других правительственных учреждениях.
«В отличие от искусства, радио или чего-то подобного, то, что делает FMC, очень легко увидеть и потрогать», — сказал Сола. Он сказал, что хочет увеличить штат на 30 процентов и что FMC стремится ускорить процесс найма лучших кандидатов из ограниченного числа морских экспертов США.
FMC — это относительно небольшая американская организация, но её рабочая нагрузка уже увеличилась из-за растущей обеспокоенности по поводу зависимости США от иностранных судовладельцев.
В 2022 году Байден объявил о принятии закона, который расширил полномочия FMC по расследованию и наложению штрафов на судовладельцев. Он обвинил «иностранных перевозчиков» в росте цен, который «повредил американским семьям» во время пандемии COVID-19.
Питер Сэнд, главный аналитик компании Xeneta, которая отслеживает рынок морских перевозок, предупредил, что пошлины на китайские грузы, предложенные Министерством торговли США, «могут вызвать серьёзные заторы и задержки в США».
Это предложение было сделано в связи с новыми тарифами, введёнными администрацией Трампа, включая тарифы на сталь и алюминий, а также с дополнительными пошлинами, которые он пригрозил ввести. Ожидается, что это приведёт к росту стоимости импорта.
«К угрозе ещё большего удорожания импорта товаров в США следует отнестись очень серьёзно», — сказал Сэнд.
Подготовлено ProFinance.Ru по материалам The Financial Times
MarketSnapshot - ProFinance.Ru в Telegram
По теме:
Почему судовладельцы больше не хотят покупать крупные суда
Китай наносит ответный удар Дональду Трампу, вводя пошлины на товары США
Фрахт СПГ-танкеров резко подешевел: судов больше, чем грузов