«Это случается каждые пять-семь лет», сказал как-то глава JPMorgan Chase & Co, объясняя своей дочери, что такое финансовый кризис. И вот теперь, проглядев приближение кризиса 10 лет назад, а также не заметив признаков грядущего коллапса на азиатских рынках еще десятью годами ранее, политики, трейдеры и экономисты с тревогой поглядывают на календарь и гадают, когда и где ждать новой беды.
На этой неделе Международный валютный фонд проводит ежегодные заседания на Бали, и оттуда уже несутся предупреждения о том, что инвесторы недооценивают угрозу финансовых потрясений. Между тем, одна из аксиом финансовых рынков гласит, что двух одинаковых кризисов не бывает, поэтому приходится искать потенциальные катализаторы повсюду в мировой экономике и на рынках. Политический просчет Федрезерва, например, преждевременное или слишком быстрое повышение ставки, может опрокинуть американскую экономику и ударить по рынкам во всем мире. Ниже представлены возможные узкие места и проблемы, способные привести к печальным финансовым последствиям.
Китай
Замешанный на кредитах рост экономической мощи Китая.
В последнее время Пекин старается замедлить темпы роста корпоративных долгов, однако, общий объем задолженностей за пределами банковского сектора растет как снежный ком, предупреждают в МВФ. В этих условиях на рассчитывать на мягкую посадку не приходится. Из 43 эпизодов такого же стремительного роста соотношения долга к ВВП только пять закончились без масштабного спада или финансового кризиса. Многие экономисты полагают, что у Пекина сейчас есть ряд преимуществ, включая устойчивый профицитный текущий счет, а также возможность в случае необходимости нарастить расходы. Но торговая война с США может вынудить Китай на время отказаться от политики сокращения долга, что приведет к усилению финансовых рисков.
«Мы не думаем, что Китай заходит на жесткую посадку, однако если это случится, последствия для всего азиатско-тихоокеанского региона будут катастрофическими», — отмечает экономист IHS Markit по азиатско-тихоокеанскому региону Раджив Бисвас.
Развивающиеся рынки
Повышение ставки по федеральным фондам на фоне укрепления курса доллара больно бьет по заемщикам развивающихся рынков, которым приходится тратить больше на обслуживание своих долларовых кредитов. Аргентина взяла у МВФ заем на сумму 57 млрд долларов — крупнейший за историю фонда — чтобы остановить валютный кризис. Турецкая лира обвалилась, когда инвесторы засомневались в способности администрации Эрдогана сдержать рост инфляции.
«Развивающиеся рынки набрали слишком много долларовых кредитов, при этом крупные импортеры нефти наиболее уязвимы», — отмечает Хак Бин Чуа, старший экономист в Maybank Kim Eng.
Долларовая зависимость может вылиться в кризис ликвидности. Некоторые развивающиеся рынки, такие как Мексика и Колумбия, не попали в эту ловушку, но когда начнется паника, инвесторы будут продавать все без разбора.
«Риски на развивающихся рынках, скорее всего, будут носить ограниченный характер, но ударной волной заденет всех», — уверен Марк Собель, бывший исполнительный директор МВФ.
Корпоративные долги
Растущая задолженность в частном секторе стала основной причиной устойчивого наращивания долга в мировой экономике с 1950 года, отмечают в МВФ. Во время последнего кризиса, бомбой с часовым механизмом оказался долг американских домохозяйств. С тех пор потребители затянули пояса, однако компании наоборот, отпустили «финансовые вожжи». Пользуясь низкими ставками и высоким спросом, они нарастили огромные долги, при этом коэффициент долгов приблизился к максимальным уровням за последние 30 лет. По мнению Джерома Жана Хажели, старшего экономиста Swiss Re Institute, на этот раз будет сложнее реагировать на кризис, потому что центральные банки не успели поднять ставки до нормальных уровней, лишив себя возможности наращивать стимулы при необходимости.
Выжившие в кризис
В некоторых развитых экономиках цены на жилье не упали, несмотря на кризис 2008 года, а растущий долг домохозяйств вызывает большие опасения. МВФ в своем последнем отчете по финансовой стабильности ставит Австралию, Канаду и Скандинавские страны в категорию риска. Экономика Австралии росла в течение 27 лет без единого кризиса, что привело к буму на рынке недвижимости. Цены на жилье в Сиднее выросли в пять раз. Сейчас цены устойчиво снижаются уже 12 месяцев подряд.
Италия и Еврозона
У угрозы некрасивого выхода из Еврозоны появилось новое название: Италэкзит. Доходность по итальянским гос. облигациям достигла уровней европейского долгового кризиса: инвесторы опасаются, что премьер министр страны Джузеппе Конте раздует дефицит бюджета до неприемлемо высоких уровней. Сейчас гос. долг Италии составляет 130% от ВВП или 2 трлн евро, что превышает показатель любой другой страны Евросоюза. Однако правительство планирует увеличить дефицит в следующем году, и подобная политика ведет к распродажам на рынках акций и облигаций.
Нефть
Цены на нефть растут, аналитики уже поговаривают о 100 долларах за баррель — впервые с 2014 года. Это бьет по странам, импортирующим энергоресурсы, включая Китай, Тайвань, Чили, Турцию, Египет и Украину. С середины августа нефть подорожала более чем на 15%. Это хорошо для экспортеров, но для развивающихся рынков — дополнительный стресс наряду с повышением процентных ставок в США.
Плохой Брекзит
Рынки готовятся к тому, что Британия не сможет согласовать условия выхода из ЕС, что приведет к хаотичному выходу в конце марта. Последствия будут катастрофическими в первую очередь для финансового сектора: британские банки потеряют свои «паспорта», дающие им право работать на территории ЕС, что вынудит их наращивать капитал. МВФ советует центробанкам подготовиться к необходимости экстренного обеспечения ликвидности.
Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс.
Подпишитесь на ProFinance.ru в Яндекс-Новостях и в Яндекс Дзене