Кому-то суп жидкий, а кому-то жемчуг мелкий: результаты недавнего исследования, проведенного НАФИ, говорят о том, что структура потребления в Москве и в регионах разительно отличается.
"Цели оформления «займов до зарплаты» зависят от экономического положения региона. Если москвичи занимают на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), то жители регионов – на нужды первой необходимости (продукты питания, лечение). Об этом свидетельствуют данные исследования Аналитического центра НАФИ, проведенного по заказу Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП).
Для охвата слоев населения с разным материальным положением исследование* было проведено в городах трех типов, максимально различающихся по экономическим характеристикам: в Москве, в моногородах (Зеленодольск, Нефтекамск, Каменск-Уральский, Новоалтайск) и городах категории С** (Волгоград, Тольятти, Липецк, Курган).
Портрет клиентов МФО
Женщины пользуются услугой «займов до зарплаты» чаще, чем мужчины (65% против 35% соответственно).
Около половины клиентов МФО в Москве – люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет) и люди с высшим образованием. Те, кто пользуется услугами «займов до зарплаты» в столице, чаще работают специалистами среднего звена. Их регулярные ежемесячные платежи, такие как услуги ЖКХ, налоговые выплаты не превышают 20% от всех расходов.
В моногородах и городах категории С портрет пользователей микрозаймов несколько иной. Расходы на обязательные платежи составляют до 50% от всех расходов. В этих типах населенных пунктов услугами МФО пользуются люди среднего возраста (от 31 года до 45 лет), а также молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет. Доля людей с высшим образованием среди клиентов МФО здесь значительно ниже, чем в Москве (по 25%). Чаще всего в населенных пунктах этих типов за «займами до зарплаты» обращаются люди со средним и средним специальным образованием (70%), а также рабочие.
Цели получения «займа до зарплат»
Цели, с которыми люди обращаются за займами в МФО, отличаются в зависимости от типа населенного пункта. Так, в моногородах и городах категории С займы берут, чтобы вернуть долг/погасить кредит (30% и 18% соответственно), купить еду или предметы первой необходимости (28% и 10% соответственно), на лечение (13% и 10%), ремонт квартиры или автомобиля (10% и 15%), оплату штрафов/налогов (8% и 15%).
Москвичи чаще занимают на престижные товары, такие как мобильный телефон, украшения, одежда. Доля займов на эти цели достигает 60% (в других типах населенных пунктов – 8%).
Потребительское поведение в отношении «займов до зарплаты»
У четверти заемщиков (26%) размер «займа до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в полтора раза и у 15% - в 2 раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода.
62% клиентов МФО знают дневную процентную ставку по своему займу. Каждый пятый заемщик (16%) затруднился привести какую-либо процентную ставку по своему займу.
У потребителей «займов до зарплаты» имеется кредит в банке, в том числе кредитная карта: доля таких потребителей в Москве составила 58%, в моногородах – 25%, в городах категории С – 28%. Примерно четверть заемщиков (24%) брали «займ до зарплаты», чтобы выплатить предыдущий заем, другой кредит или долг.
Большинство клиентов МФО (78%) сообщили, что не задерживали выплаты по займам. 19% задерживали выплаты, но уверены, что задолженность получится погасить в ближайшее время, 3% не видят возможности в ближайшем будущем вернуть заем", - говорится в пресс-релизе НАФИ.
Источник: Forexpf.Ru - Новости рынка Форекс.