В большинстве стран в сфере электронной коммерции господствуют 1-2 гиганта, как, например, Amazon в США, Alibaba в Китае или MercadoLibre в Бразилии. В России, где на долю самого крупного интернет-магазина приходится всего 7% от рынка, как минимум полдюжины компаний конкурируют за право называться королевой онлайн-торговли.
Но ситуация с большой долей вероятности изменится — интернет-ритейлеры страны планируют потратить более $1 млрд на свои сайты, складские помещения и службы доставки. Эти инвестиции, которые начнутся в следующем году, помогут стимулировать развитие электронной коммерции в России, объем которой к 2023 году должен возрасти до $52 млрд с $19 млрд в нынешнем году. По прогнозам Morgan Stanley, это подтолкнет компании к волне слияний, в результате чего останется лишь небольшая группа самых крупных игроков.
«Это прорывной год для российской электронной торговли. Местные интернет-гиганты формируют альянсы с другими тяжеловесами с целью захвата рынка», — комментирует московский аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин.
Яндекс объединился государственным Сбербанком, чтобы создать площадку «Беру», которая должна превратить сайт сравнения цен в полноценного онлайн-ритейлера с центрами обслуживания по всей стране. Интернет-холдинг Mail.ru Group Ltd. работает с Alibaba Group Holding Ltd. над созданием интернет-магазина, предлагающего широкую линейку товаров.
Ozon.ru, онлайн-гипермаркет при поддержке миллиардера Владимира Евтушенкова в этом году привлек $80 млн и планирует увеличить объем своих складских помещений больше, чем в два раза. Торгующие бытовой техникой и электроникой Ситилинк и М. Видео занимаются расширением ассортимента своих товаров. А интернет-магазин одежды Wildberries добавляет в свою линейку бытовую технику, электронику и другую продукцию.
Особенностью ландшафта российского рынка электронной торговли является отсутствие на нем Amazon. Facebook и Google захватывают долю рынка, а Amazon и многие другие крупные зарубежные компании не торопятся инвестировать в страну, где законы ограничивают иностранное владение и которая находится под международными санкциями за аннексию Крыма. Даже Alibaba, крупнейший иностранный оператор, очень осторожно пробирается на российский рынок, продавая в основном импортные товары напрямую потребителям вместо развития бизнеса на территории РФ. Серьезное преимущество для иностранных компаний заключается в том, что им не приходится учитывать в цене 18%-ный НДС при продаже товаров стоимостью ниже $1100.
«В России сложная логистика. Трансграничная модель без физического присутствия представляет собой наиболее успешную стратегию для международных интернет-ритейлеров», — отметил Федор Вирин, партнер исследовательского агентства Data Insight.
По многим параметрам Россия готова к росту электронной торговли. Интернет и смартфоны в РФ распространены больше, чем в Бразилии и Индии. На сегодняшний день в стране насчитывается около 270 миллионов банковских платежных карт, что на две трети больше, чем в 2012 году. По данным Morgan Stanley, более половины россиян покупают товары в интернете как минимум один раз в месяц.
«В российскую электронную коммерцию деньги текут рекой. В следующем году рынок получит толчок благодаря росту продаж продовольствия и бакалейных товаров, и правительство намерено узаконить продажу алкоголя и медицинских препаратов, что придаст дополнительный импульс», — подчеркнул исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли Артем Соколов.
Львиная доля инвестиций будет направлена на повышение эффективности доставки товаров потребителям. Сегодня в рейтинге Всемирного почтового союза РФ занимает 37-е место по качеству услуг почты, уступая Китаю, Индии и даже Молдавии. Посылки часто теряются, и еще два года назад «Почта России» не доставляла их в квартиры, а услуги частных курьеров стоят слишком дорого для большинства потребителей.
Это означает, что будущим игрокам на рынке электронной торговли следует инвестировать гораздо больше средств в логистику, чем куда-то еще. К примеру, у Wildberries есть огромный склад в Москве и более мелкие помещения по всей стране, а автопарк состоит из 600 машин. У Ozon собственная курьерская служба, включающая более 5 тыс. пунктов самовывоза.
«Хорошая цепочка поставок и знание логистики — ключевые условия для развития онлайн-продаж в стране», — уверен Даниил Федоров, директор по корпоративному развитию Ozon.
Конечно, у традиционных российских ритейлеров уже есть многие из этих условий, что открывает возможности для конкуренции онлайн-компаниям со стороны таких сетевых компаний, как, например X5 Retail Group и Магнит. Эти компании, которые активно инвестировали в сети магазинов и логистику, могут либо открыть собственный бизнес электронной коммерции, либо купить онлайн-стартапы, полагает Иван Федяков, генеральный директор аналитического агентства Infoline.
У таких конкурентов, как Яндекс и Mail.ru вполне хватает финансовых средств, чтобы нести убытки в течение нескольких лет по мере выстраивании своего бизнеса, тогда как новички во многим зависят от финансовых вливаний.
«Им будет сложно конкурировать. Они не сидят на мешках с деньгами, полученными от инвесторов, и не обладают солидным бизнесом в традиционной торговле», — добавил эксперт.
По теме:
"Беру" не глядя - Яндекс запускает русский аналог Amazon
Акции Amazon остаются под давлением — Дональд Трамп жаждет крови