С начала следующего года Катар выходит из ОПЕК, в составе которой производитель находился с 1961 года. Об этом в понедельник сообщил министр энергетики страны. По словам Саада аль-Кааби, такое решение было принято по итогам рассмотрения путей повышения своей роли на международном уровне. Более того, выход из картеля связан со стремлением страны сконцентрироваться на добыче природного газа.
«Катар решил выйти из ОПЕК с января 2019 года, и этим утром проинформировал об этом организацию», — уточнил министр.
Отношения с соседями
Решение было принято в период ухудшения политической ситуации между Катаром и его соседями. Четыре арабских государства — Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет — ввели торговое и туристические эмбарго в отношении страны в июне прошлого года, обвинив Катар в поддержке терроризма. В понедельник цены на нефть рванули вверх, реагируя на договоренность между США и Китаем о 90-дневном перемирии в торговой войне. На саммите G20 в Аргентине, который прошел на минувших выходных, лидеры двух стран договорились воздержаться от введения дополнительных тарифов в течение ближайших трех месяцев.
В начале европейской сессии Brent торговалась с повышением на 4.5%, расположившись над уровнем $62. Если актив не растеряет позиции, то продемонстрирует самый мощный с ноября 2016 года сессионный подъем. WTI дорожает на 5%, торгуясь в районе $53.50.
Как отметил сам катарский министр, решение о выходе из организации никак не связано с политическим и экономическим бойкотом.
Финальная точка — встреча Вене
Будучи крупнейшим в мире экспортером СПГ, Катар является при этом одним из самых мелких производителей нефти. Согласно отчету ОПЕК, в октябре страна добывала 609 тыс. баррелей в день. Аль-Кааби сообщил, что его страна планирует нарастить производство СПГ с 77 млн до 110 млн тонн в год.
Катар покидает картель как раз в тот период, когда влияние на рынок нефти стран, не входящих в ОПЕК, включая Россию, усиливается и уже приравнивается к Саудовской Аравии, которая является крупнейшим производителем в картеле и его негласным лидером.
Катарский министр подчеркнул, что влияние его страны на политику производства в ОПЕК, которая повлияла на решение о выходе из организации, было минимальным. При этом он пообещал, что Доха по-прежнему будет действовать в рамках договоренностей в рядах мировых производителей. Не будем забывать, что предшественник министра сыграл ведущую роль в достижении соглашения ОПЕК+ в 2016 году, которое помогло покончить с обвалом на рынке.
Аль-Кааби отметил, что Катар будет присутствовать на встрече министров в Вене на этой неделе, где будет определяться политика на 2019 год в период, когда цены на нефть возобновили снижение и недавно опустились под отметку $60 от уровней выше $86, достигнутых в октябре.
Доха не сдается
Катар пытается минимизировать эффект от блокады, инвестируя $200 млрд в инфраструктуру и открывая новые торговые маршруты. Кроме того, власти направили $50 млрд из своего фонда национального благосостояния на поддержку банковского сектора и курса национальной валюты. Саудовская Аравия, ОАЭ, Бахрейн и Египет обвиняют Доху в финансировании и поддержке терроризма. Катар, где расположена самая крупная в регионе военная база США, неоднократно отвергал эти обвинения. Аль-Кааби, бывший глава государственной Qatar Petroleum, был назначен министром энергетики в рамках перестановок в правительстве, которые проводились в начале ноября.
По теме:
Россия ограничила добычу перед встречей с саудовским принцем и заседанием ОПЕК+
Новак: текущие цены на нефть устраивают всех
Европа будет покупать американский СПГ, несмотря на сомнительные выгоды