Быстрое падение цен на американскую нефть покажет, насколько оправданы утверждения нефтедобывающих компаний о том, что они могут успешно работать при стоимости нефти $50 за баррель или даже меньше. Притом что в прошлом им это не удавалось.
Компании, стоявшие за нефтегазовым бумом в США, в том числе Noble Energy Inc. NBL 5.31% и Whiting Petroleum Corp. WLL 6.31%, уверяют акционеров, что у них есть тысячи скважин, на которых рентабельная добыча возможна и при $40 за баррель. Некоторые из них заявляют, что доход от инвестиций может достигать 30%.
Однако большинству сланцевиков не удалось много заработать при таких ценах. В период с 2012 по 2017 год 30 крупнейших компаний по добыче сланцевой нефти потеряли более 50 миллиардов долларов. В прошлом году, когда цены на нефть в среднем составляли $50 за баррель, эта группа с трудом держалась в плюсе. По данным FactSet, прибыль составила около 1.7 млрд долларов или почти 1.3% от выручки.
Пороги рентабельности
Расхождение между цифрами, приведенными компаниями, и их корпоративной прибылью, связано с таким показателем, как порог рентабельности. Его часто определяют как цену продажи, которая нужна сланцевикам для получения небольшой прибыли по отдельным скважинам или проектам. Хотя в определенных ситуациях данный показатель может быть довольно низким для некоторых компаний, он зачастую неправильно отражает общую доходность в периоды низких цен.
Например, пороги рентабельности обычно не включают расходы на землю, накладные расходы и иногда даже расходы на транспортировку. Также компании часто называют рентабельную цену для части своих активов, не указывая при этом, что для прибыльной добычи остальной нефти нужны более высокие цены, и не делая поправку на рост расценок на услуги нефтесервисных компаний.
По оценкам консалтинговой фирмы R.S. Energy Group порог рентабельности, за исключением расходов на землю и накладных расходов, составляет примерно $37 для Пермского бассейна в Западном Техасе и Нью-Мексико, $42 для месторождения Игл Форд (Eagle Ford) в Южном Техасе и $47 для месторождения Баккен (Bakken) в Северной Дакоте.
Однако если учесть все необходимые расходы, то нужны более высокие цены на нефть, чтобы компании остались в плюсе. Специалисты R.S. Energy считают, что с учетом всех аспектов пороги рентабельности должны составить $51 для Пермского бассейна, $57 — для Игл Форд и $64 — для Баккен.
Рентабельные цены? О чем вы?
Крис Дункан, аналитик рынка энергоносителей в Brandes Investment Partners, отмечает, что обычно игнорирует заявления компаний по поводу рентабельных цен для своих скважин. Он отмечает: «Всегда теряешься в догадках, откуда они берут эти двузначные доходы от инвестиций, при этом они никогда не перетекают в общий доход компаний».
Исторически, показатель рентабельности связан с отраслевым стандартом, который используют, чтобы определить, бурить скважину или нет. Учитывая возможные вложения в землю, инфраструктуру или накладные расходы, с его помощью компании могут определить необходимую цену для новой скважины, чтобы ее бурение было целесообразным.
После обвала цен на нефть, произошедшего ранее в этом десятилетии, сланцевики часто использовали этот показатель, чтобы объяснить, почему они продолжали бурение даже после такого сильного падения цен. В целом, бурение дополнительных скважин имело смысл из-за сделанных в прошлом капиталовложений. Однако многие компании сократили объемы бурения и продолжили работу только на самых эффективных площадках, в результате чего пороги рентабельности существенного снизились в 2016 г. На этом фоне сложилось впечатление, что сланцевики могут зарабатывать совокупную прибыль даже при более низких ценах.
«Компании ограничились наиболее перспективными объектами, — заявил Роберт Клейнберг, старший научный сотрудник Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете. Они выбрали лучшие места, с лучшими сотрудниками и использовали лучшее оборудование, чтобы остаться на плаву».
Тем не менее сохраняется впечатление, что рентабельные цены отражают уровни доходности для сланцевиков. Сейчас многие сталкиваются с увеличением расходов на логистику и другими задачами, которые приводят к удорожанию работы, когда многие компании одновременно увеличивают добычу.
Безусловно, компании больше зарабатывали, добывая нефть при более низких ценах. В 2015 году, когда стоимость сырой нефти в среднем составила $49 за баррель, 30 крупнейших сланцевиков потеряли более 80 млрд долларов. Но, даже несмотря на улучшение совокупных показателей работы, многим с трудом удается обеспечить стабильную прибыль во всех сегментах.
Генеральный директор Noble Energy Дэвид Стовер в прошлом году заявил, что при цене $40 за баррель нефти или $2 за природный газ компания сможет выйти на уровень безубыточности для 70% своих запасов. Однако им не удалось получить совокупную прибыль в 2017 году. Компания потеряла более $1 млрд, отчасти из-за убытков при продаже активов на месторождении Марселлус (Marcellus) на Востоке США.
В компании Noble, получившей $758 млн благодаря росту цен в этом году, отметили, что заработать им помешал единовременный сбор, связанный с продажей Марселлус. Брэд МакМиллан, глава инвестиционного подразделения в брокерской компании Commonwealth Financial Network, скептически относится к заявлениям компаний о рентабельности.
«Мы следим за историей, — говорит г-н МакМиллан. Что вы делали, когда в прошлый раз цены были на таком уровне? Я думаю, это лучший показатель».
По теме:
Добыча нефти в США бьет все рекорды: сланцевики качают изо всех сил — Baker Hughes
Мир жаждет знать, что будет с нефтью, но этот вопрос останется без ответа
Американские сланцевики зарабатывают больше и не собираются останавливаться на достигнутом