Как не прохрюкать свинофермы – Россия знает

07.12.2018 14:31

Китайская свиноводческая отрасль столкнулась с проблемой африканской чумы, которая быстро косит поголовье на фермах крупнейшего в мире поставщика свинины. Как справиться с этой бедой, знают конкуренты из России

 


У крупнейшего российского производителя свинины есть ответ для китайских властей, которые пытаются противостоять стремительному распространению африканской чумы свиней. Чтобы не разориться, крупнейшей в мире свиноводческой промышленности нужно стать больше и чище, или уйти с рынка.  

Мираторг, который ежегодно выращивает 3 млн свиней, не только строго следит за карантинными мероприятиями на всех уровнях своих ферм, но также запрещает своим сотрудникам  выращивать собственных свиней и охотиться на кабана. Эти меры биобезопасности дали производителю возможность для процветания в условиях распространения одной из самых опасных в мире болезней свиней.

Пример для подражания

Меры контроля заболеваний – ключевая причина, по которой российское производство свинины может удвоиться к 2019 году от уровней 2007 года, когда африканская чума прошлась по всей трансконтинентальной стране. И это свидетельство того, что с беспощадным вирусом (в результате более 1000 вспышек чумы поголовье свиней сократилось почти вдвое) справиться реально.

Теперь аналогичный вирус, который убивает свиней в течение нескольких дней, но не опасен для людей, распространился по соседствующему с Россией Китаю, где местным фермам есть чему поучиться у Мираторга.

Китай набивает собственные шишки 


«Когда произошла вспышка вируса в России, около половины нашей свинины производилось в личных подсобных хозяйствах, которые не были готовы адаптироваться к новым условиям. Мелкие фермы начали вымирать. Им было сложно заручиться адекватной защитой», - комментирует Юрий Ковалев, глава  Национального союза свиноводов.


Тем временем наиболее развитые в промышленном отношении свиноводческие фермы нарастили объемы производства, несмотря на эпидемию, говорится в письме ученых российского Федерального исследовательского центра вирусологии и микробиологии, опубликованном в апреле этого года. В Китае должный контроль за вирусом затруднен в силу присутствия миллионов небольших свиноводческих ферм и торговых практик, которые включают транспортировку свиней от одной фермы на другую на большие расстояния.


 «Китай учится на собственных ошибках. Есть четкое понимание того, что практики биобезопасности на предприятиях хромают, и эту проблему нужно решать», - отметил Мэтью Стоун, заместитель генерального директора Всемирной организации здравоохранения животных в Париже.


Нигде в мире нет таких масштабов производства свинины. Китайское свиноводство в разы превышает показатель России. Страна выращивает половину всего объема свиней на планете, поставляя в индустрию свинину на сумму $128 млрд. Его соседи, включая Северную Корею, Вьетнам, Лаос и  Мьянму, также сильно зависят от свинины.

Африканская чума свиней была зафиксирована четыре месяца назад. С тех пор распространение инфекции сильно ускорилось – в прошлом месяце новые вспышки вируса происходили практически ежедневно. Сейчас заболевание рискует распространиться на крупные города, включая Пекин, Шанхай, Чэнду и Куньмин.

Кто виноват и что делать?

Если не контролировать ситуацию, неизлечимый вирус, против которого вакцины не существует, может разрушить свиноводческую промышленность, поменять цепочку поставок продовольствия и даже навредить экономическому росту. На свинину приходится почти 3% от индекса потребительских цен в Поднебесной.

В Китае наиболее подверженные рискам со стороны африканской чумы мелкие фермы, отметил Джастин Шеррард, аналитик Rabobank в Утрехте, Нидерланды. На более масштабном и профессиональном уровне эту угрозу понимают лучше, полагает эксперт.


 «Главная причина, по которой в Китае и Восточной Европе происходят вспышки чумы, заключается в изобилии так называемых приусадебных хозяйств. Китаю следует обязать фермеров уведомлять правительство, когда что-то происходит не так. Нужна уверенность в том, что люди не умалчивают об инфекции», - подчеркнул Рик Ханссен, президент европейской ассоциации охраны здоровья свиней (ЕАОЗС).


Со своим коллегой солидарен Мэтью Стоун из Всемирной организации здравоохранения животных. По его словам, у Китая есть возможность воспользоваться опытом Европы в разрешении своей проблемы.

Сложная ситуация


 «Китай оказался в очень сложной ситуации», - говорит Стоун.


Контроль усложняется из-за распространения инфекции среди мелких и крупных ферм, случаев заражения диких кабанов, а также переноса вируса через полуфабрикаты из свинины, которые были обнаружены в багаже туристов из КНР в Южную Корею, Японию и Тайвань, пояснил он.  Ученые обнаружили, что вирус может жить до одного месяца в пепперони и салями, до 140 дней в хамоне и 399 дней в пармской ветчине. Свиньи могут подхватить инфекцию, поедая зараженные пищевые отходы – эта практика запрещена в Китае, но на небольших фермах все же встречается.


 Безопасность – прежде всего

Крупные производители, такие как Мираторг, как правило, выращивают корм для животных и тщательно контролируют используемое на фермах сырье. У российского Мираторга 28 предприятий в Курской и Белгородской областях, говорится на сайте компании. Соблюдению требований к безопасности пищевой продукции, ветеринарному контролю и экологической безопасности уделяется особое внимание. 


 «Производители учатся на собственных ошибках или на ошибках других и не нарушают правил защиты от вируса. Мы исходим из следующего принципа: все, что находится за периметром производства – небезопасно», - сказал представитель Мираторга Дмитрий Сергеев.