На фоне падения цен на нефть усиливается давление на экспортеров энергоносителей. Положение Саудовской Аравии на международной арене пошатнулось, а Вашингтон порвал отношения с Ираном, в этих условиях Россия может усилить свое влияние, которое некоторые считают дестабилизирующим.
Этот регион не для слабонервных. Трейдеры, скупавшие саудовские активы в первой половине года, несут огромные убытки после того, как рынки всколыхнуло убийство обозревателя Джамала Хашогги в Стамбуле. Только друзья из Бахрейна смогли спасти страну после того, как ее облигации обвалились, а отсрочка продажи акций Aramco подорвала доверие инвесторов.
Еще есть Турция. Лира сильно просела в этом году, а экономика страны зависит от иностранных вливаний. Экспертам приходится тщательно изучать настроения в регионе и оценивать возможности. Вот некоторые крупнейшие риски, которые будут держать инвесторов в напряжении в следующем году.
Обвал нефти
По мнению Fitch Ratings, Саудовской Аравии, ведущему мировому экспортеру нефти, нужно, чтобы нефть стоила больше 80 долларов за баррель. В этом случае королевство сможет сбалансировать бюджет страны. Как отмечает Кришьянис Крустинс из гонконгского подразделения Fitch Ratings, более низкие цены в 2019 г. также отрицательно скажутся на балансовых отчетах других экспортеров после введения налоговых послаблений в 2018 г. Нефть торгуется примерно по $60 за баррель, несмотря на заявление ОПЕК о сокращении добычи.
Геополитика Саудовской Аравии
Эйфория, вызванная обещаниями наследного принца Мохаммеда бин Салмана реформировать экономику, сменилась недоверием и опасениями по поводу независимой и непредсказуемой внешней политики страны. Убийство Хашогги получило широкую огласку, поэтому, по словам Марка Мобиуса, опытного инвестора на развивающихся рынках, даже решение MSCI Inc. включить акции государства в свой индикатор развивающихся рынков в следующем году не поможет привлечь капитал.
Турецкая политика
Судя по всему, президент Реджеп Тайип Эрдоган взял паузу в борьбе с высокими процентными ставками, но это не вселяет в инвесторов уверенность. В марте состоятся выборы, поэтому он, скорее всего, будет требовать от Центробанка ослабить политику. Турецкая экономика быстро сбавляет обороты, однако инфляция по-прежнему намного выше целевого уровня. Преждевременные послабления могут обвалить валюту и лишить опоры экономику страны, которая погрязла в валютных долгах и остается заложником иностранного капитала.
Проблемы в руководстве
По словам г-на Стокера из Eaton Vance, в одних странах региона, включая Саудовскую Аравию, Кувейт и Оман, уже происходит знаковая смена руководства, а другим придется столкнуться с этим в скором времени. Он считает, что «предсказуемое руководство» становится исключением на Ближнем Востоке, а не правилом. В Ливане, где стоимость обслуживания государственного долга составляет почти половину доходов государства, политики продолжают спорить по поводу формирования нового правительства, подрывая планы по консолидации бюджета.
Политическая нестабильность
Возможны следующие варианты развития событий: соперничество между преимущественно суннитской Саудовской Аравией и шиитским Ираном может усилиться; или же конфликт между Израилем и поддерживаемой Ираном «Хезболлой» может разгореться с новой силой, что повысит риски по всему региону.
Напряжение между Израилем и Ираном усиливается из-за участия Ирана в войне в Сирии на стороне президента Башара Асада, в основном через «Хезболлу». Как отмечает Абделак Аджриу, инвестиционный менеджер American Century Investments, усиление присутствия России на Ближнем Востоке также ослабит позиции Вашингтона, осложнив политическую ситуацию в регионе.
«Трампа больше интересует торговля и решение вопросов внутри страны, а не международная политика, что дает России больше пространства для маневров», — добавил он.
Изоляция Катара
Г-н Стокер считает, что Саудовская Аравия и другие страны не снимут эмбарго с Катара в следующем году. Хотя страна, обладающая большими запасами газа, смогла обойти санкции, введенные в 2017 г., этот бойкот толкнул Доху в руки Турции и Ирана.
По мнению Стокера, маловероятно, что фондовый рынок Катара, добившийся в этом году лучших показателей в мире, повторит свой успех в 2019 г. Он также добавил, что с трудом может «назвать хоть какую-то отрасль, которая помогла бы в достаточной мере диверсифицировать экономику Катара».
По теме:
Россия в январе сократит добычу нефти в 82 раза меньше, чем Саудовская Аравия
Moody’s: сделка ОПЕК+ не влияет на прогноз колебаний цен на нефть в 2019 году
Саудовская Аравия признается в убийстве журналиста Хашогги
Катар помашет ОПЕК ручкой уже в январе