Русские деньги уплывают с Кипра, гонимые санкциями

10.01.2019 12:57

Для российских бизнесменов Кипр теряет привлекательность и статус безопасной гавани


 Новые правила борьбы с отмыванием денег на Кипре усиливают эффект американских санкций против России и ее олигархов. Им приходится выводить деньги с острова, до недавнего времени служившего для них безопасной гаванью.


 «Россияне уходят с Кипра», - отметил К. Лорданоу, главный управляющий Институтасертифицированных общественных бухгалтеров Кипра, у которого есть клиенты из России.


В кипрских банках объем счетов, открытых иностранцами за пределами Еврозоны по состоянию на конец ноября сократился до 7.1 млрд евро ($8.1 млрд). Об этом свидетельствуют данные Центробанка Кипра. Напомним, пик был достигнут на уровне 21.5 млрд евро в конце 2012 года.

В начале ноября En+ Group анонсировала план переезда из Джерси в Россию, а не на Кипр, как планировалось ранее. En+ является главным акционером алюминиевого гиганта Русал, компании миллиардера Олега Дерипаски, который попал в санкционный список США. Счета, принадлежащие Виктору Вескельбергу, который тоже оказался под санкциями и чья Ренова является крупнейшим держателем акций Банка Кипра, заморожены.

Отток российских денег с острова знаменует собой разворот тренда, который начался после распада Советского Союза и ускорился после вступления Кипра в ЕС в 2004 году и введения в обращение евро в 2008-м. Российских инвесторов привлекал статус острова с низкими налогами в пределах ЕС – здесь они чувствовали себя в безопасности.


 «Экономическая модель Кипра уже изменилась в сторону снижения зависимости от офшорных компаний и иностранных вкладов. Остров заинтересован в привлечении нового, действительно ценного бизнеса, его физическом присутствии и реальной активности, в том числе и для роста реальной занятости», - отметил министр финансов Харрис Георгиадес в интервью Bloomberg в сентябре.


 Куда податься

Российский бизнес на Кипре в 2017 году принес валовой доход в размере 2.2 млрд евро – около 11% от ВВП, отметила Фиона Мюллен, директор Sapienta Economic Ltd. в Никосии. Для сравнения: на пике в 2012 году показатель составлял около 14% от экономики.


 «Сейчас туризм больше банковского бизнеса, так что теперь здесь просто будут другие русские. Какой-то капитал все еще остается здесь, но в основном мы будем видеть россиян среднего класса, которые приезжают к нам провести свой отпуск», - подчеркнула Фиона.


Новый банковский бизнес из России «ограничен», добавила она. Сейчас они находится в поисках альтернативных возможностей, рассматривая Китай, Индию, Ближний Восток и Африку. В немалой степени на положении дел отражается утечка российского бизнеса, но уже начинает сказываться и ужесточение местных правил на острове.

Закручивание гаек

В ноябре Центробанк выпустил директиву, ограничив возможности своих банков работать с офшорными компаниями, что сделало многие российские компании неинтересными и невыгодными для сотрудничества, пояснил Лорданоу.

Два российских бизнесмена, которые уже больше десяти лет держат на Кипре счета, сообщили что их банки связались с ними с просьбой выслать документы за прошлые годы, раскрывающие источник поступления их средств. Не сумев предоставить такие документы, они были вынуждены закрыть свои счета, рассказали предприниматели на условиях анонимности.


 «Кипрские банки теперь требуют целую кучу бумаг. Сейчас здесь очень сложно открыть новый счет», - отметил Александр Рязанов, бывший заместитель председателя правления Газпрома.


Директива Центробанка по борьбе с отмыванием денег не допускает отношений с предприятиями, которые считаются оффшорными, а это удар по российским инвестициям.

Осторожно, токсично!

Возьмем Банк Кипра, крупнейшего кредитора страны. На долю российских клиентов в нем сейчас приходится всего 1.5% счетов и 5.7% вкладов против 2.4% и 9.9% в 2014 году.

Несмотря на то, что новые меры не нацелены именно на россиян, эта группа инвесторов определенно пострадала больше остальных, полагает Деметрис Такситарис, главный управляющий кипрской консалтинговой компании по финансовым услугам MAP S.Platis.

Немало российского бизнеса еще остается на Кипре, включая Виктора Рашникова, владельца Магнитогорского металлургического комбината (ММК), Владимира Лисина, который контролирует свою долю в НЛМК через кипрскую холдинговую компанию, а также Владимира Потанина, президента НорНикеля.

Кипрские предприятия в свою очередь сокращают свои ставки на Россию. RCB Bank Ltd, чей второй по величине акционер – российский ВТБ с долей в размере 46.3%, планирует укреплять и далее развивать свой бизнес по внутренним операциям, о чем сообщил представитель банка в Лимасоле.


«В условиях санкций и ужесточения норм, кипрские банки предпочитают держаться подальше от русских денег и российских клиентов, даже от тех, чьи счета были в местных банках на протяжении многих лет. Российские клиенты становятся токсичными», - подчеркнул Евгений Коган, бывший директор Центра защиты прав акционеров и инвесторов банков Кипра.


 По теме:

Россия распродала из резервов доллары и накупила юани и евро

Русал останется под санкциями

Подготовлено Profinance.ru по материалам агентства Bloomberg