Недавно нефть марки Brent установила рекорд по продолжительности роста - девять дней подряд. Казалось бы, после нескольких неудачных кварталов быки снова в игре. Но это не так. Хотя после декабрьского минимума в $50 за баррель нефть Brent снова торгуется выше $60, число инвесторов, надеющихся на рост нефти, невелико. Хеджевые фонды и другие крупные игроки увеличили чистые длинные позиции, однако в большинстве своем эти изменения связаны с закрытием коротких позиций трейдерами, а не с ростом оптимизма. И это несмотря на обвал цен на сырую нефть, после того как они достигли $86 в октябре, и на то, что фундаментальные факторы играют на руку быкам.
Предпосылки роста
Во-первых, падение ниже $50 за баррель уже казалось чрезмерным. Учитывая, что американская нефть значительно дешевле Brent из-за ограниченной пропускной способности трубопроводов, производителей, стоявших в основе американского сланцевого бума, устраивала цена в районе $30, тогда как Brent стоила около $50. И вскоре этот уровень позволил ограничить рост поставок нефти из крупнейшего мирового источника.
Во-вторых, Саудовская Аравия и Россия заставили членов ОПЕК+ еще раз сократить поставки в январе, чтобы остановить падение цен. Хотя точные масштабы сокращения еще не известны, в частности Саудовская Аравия дала понять, что сделает все возможное, чтобы не допустить дальнейшее снижение цен.
В-третьих, в конце года резко сократился экспорт нефти из Ирана: почти на 60% по сравнению с прошлой весной - до 1 млн баррелей в день. И это невзирая на то, что Штаты освободили ряд иранских клиентов от выполнения обязательств при наложении санкций в ноябре. Многие трейдеры посчитали, что это может привести к падению нефти четвертый квартал подряд.
До объявления о подобном освобождении мало кто верил, что Штатам в любом случае удастся сократить объемы иранского экспорта примерно до 1 млн б/д. Тем не менее последствия оказались не такими негативными, как ожидалось до введения санкций.
Восстановлению до $60 за баррель также способствовали другие изменения в мировой экономике: стабилизация фондовых рынков и ослабление американского доллара, что привело к удешевлению сырьевых товаров в американской валюте.
Почему же быки так долго ждали?
Трейдеры и аналитики отмечают два взаимосвязанных фактора: страх и неверие в то, что сырая нефть продолжит рост в эпоху расцвета американской сланцевой нефти.
Страх вполне объясним, учитывая обвал нефти на 40% в течение четырех кварталов, в результате которого многие инвесторы понесли большие потери. В долгосрочной перспективе более серьезные опасения связаны с тем, насколько сильны эти сомнения.
Такой затяжной спад показал, что сейчас на рынке доминирует нефть с коротким производственным циклом. Как только цены на нефть марки Brent поднимаются выше $65 за баррель, американские сланцевики начинают наращивать добычу с поразительной скоростью.
А это сразу уменьшает желание играть на повышение. Скачки цен, вызванные реальной геополитической угрозой для поставок, обычно бывают кратковременными, а потом в игру вступают американские сланцевики, которые спешат восполнить дефицит.
Трейдеры утверждают, что долгосрочные инвесторы мало заинтересованы в таких стратегиях, как получение прибыли от переноса срока поставки в случае возобновления дефицита на рынке.
Прибыльные стратегии
Как правило, сокращение поставок нефти быстро приводит к росту цены спот по сравнению с контрактами с более поздними сроками поставки, что позволяет долгосрочным инвесторам получать прибыль каждый месяц за счет продажи более дорогого контракта с истекающим сроком действия и покупки нового, более дешевого контракта. Разница между этими контрактами и дает прибыль.
Но в условиях, когда сланцевая нефть может быстро подавить ралли, соотношение риска и выгоды в рамках данной стратегии становится несимметричным.
Ежемесячная прибыль в размере нескольких процентных пунктов за счет переноса срока поставки все же может оказаться выгодной для тех трейдеров, которые умеют быстро реагировать, однако если в четвертом квартале коррекция будет происходить гораздо чаще, то стратегия покупки и длительного владения может неожиданно стать куда более опасной.
Кроме того, чем меньше будет интерес к росту цен, тем меньше вероятность устойчивого ценового ралли. Хотя, возможно, в конечном счете цены должны быть подтверждены фундаментальными показателями, некоторые трейдеры сомневается, что инвестиционные средства могут повлиять на ситуацию, когда нефть находится на подъеме.
Судя по динамике сланцевой нефти в 2018 г., маловероятно, что цены смогут долгое время держаться выше $70 за баррель. При достаточной сообразительности быки смогут найти для себя возможности, но все же в 2019 году им будет нелегко.
По теме:
Мировые рынки нефти подстерегает целый набор геополитических рисков
Эксперты предрекают снижение запасов нефти и рост мирового спроса
Резко подскочившая добыча нефти в США вызвала падение цен на рынке
Подготовлено Profinance.ru по материалам The Financial Times