Мировая экономика превращается в Голливуд

21.01.2019 19:35

В мире, где «никто ничего не знает наверняка» инвесторы ощущают себя как голливудские продюсеры, которые тщетно пытаются предугадать успех своих новых картин


 

Если и есть один полезный вывод, который экономисты и инвесторы могут сделать для себя после сумасшедшего 2018 года, а то и после целого неспокойного десятилетия после мирового финансового кризиса 2008 года, то он звучит следующим образом: как говорят в Голливуде, «никто ничего не знает наверняка». В киноиндустрии самые богатые и опытные студии и продюсеры тратят много времени и денег на изучение аудитории, но все равно не могут с уверенностью сказать, что ждет их новое «детище» - успех или провал. Стоит ли удивляться, если то же самое происходит на финансовых рынках, с ценами на сырье, в политике и корпоративном секторе?

Нужно ли удивляться, если самая богатая в мире компания признает (как это сделала Apple после Рождества), что не знает, сколько ее айфонов купят в Китае? Или если самые осведомленные нефтетрейдеры пророчат дефицит мировых поставок, который подтолкнет цены выше $100,а на самом деле переизбыток предложения отправляет котировки к отметке $50? Или если американский президент и сам не знает, как относится к мировой торговле? Или если фондовый рынок прогнозирует бум в мировой экономике, а рынок облигаций – рецессию, а затем оба резко меняют вектор движения и противоречат друг другу в обратном направлении?

В январе прошлого года экономические ожидания были практически повсеместно оптимистичными. Все регионы синхронно росли впервые со времени финансового кризиса 2008 года. Центробанки были уверены, что смогут спокойно сворачивать стимулы, а инвесторы фондовых рынков дружно ставили на подорожание акций. Но в конечном итоге 2018 год оказался худшим для инвесторов со времен того же кризиса, вынудив Центробанки  отложить свои планы по нормализации политики, экономистов – понизить свои радужные прогнозы, а бизнес – начать готовиться к грядущей рецессии.

 Что пошло не так?

Экономические данные во втором полугодии оказались лишь немного хуже прогнозов. К примеру, Всемирный банк снизил свою оценку роста мировой экономики нот июньского прогноза на 2018 и 2019 гг. всего на 0.1% - до 3% и 2.9% соответственно.

Инвесторы обеспокоены поведением финансовых рынков. Многие экономисты узрели в декабрьском обвале долгосрочных процентных ставок и акций намек на рецессию: либо инвесторы «знают что-то» ужасное, что еще не отразилось в статистике, либо ухудшение рыночных настроений станет самоисполняющимся пророчеством, заставив компании и потребителей затянуть пояса. Но прежде чем утверждать, что финансовые рынки всегда предсказывают или формируют будущее, стоит вспомнить, что, как правило, экономические и политические изменения движут финансовыми рынками, а не наоборот.

Откуда берутся рецессии

Так какие же события, помимо рыночной волатильности, принесут рецессию или агрессивное замедление мирового роста? Один из самых популярных ответов – течение времени. Глобальная экономическая экспансия, которая началась в 2009 году, продлилась уже почти 10 лет. Если в Америке рецессия не наступит до 2020 года, в стране будет зафиксирован самый продолжительный период непрерывного роста в истории.

Ничто в экономической теории или историческом опыте не предполагает, что экспансии изживают  себя или что рецессии наступают спонтанно. Но экономический рост со временем действительно становится более уязвимым к «недугам»: высокие процентные ставки, удорожание энергоносителей, ускорение инфляции или банковские кризисы, которые случаются при внезапном обвале неустойчиво высоких цен на жилье. Но если ни одного из этих сбоев не происходит, политические лидеры рискуют безрассудно погрузиться в самонадеянность, что приводит к войнам, торговым конфликтам или неправильным управлением бюджетом.

Изменчивый мир

Некоторые из этих проблем начали появляться в 2018 году: повышение процентных ставок в США, финансовое ужесточение в Италии и большинстве стран Европы, обострение тарифной войны между США и Китаем и подорожание энергоносителей по всему миру. При таком наборе факторов неудивительно, что вместо ускорения (как предсказывало большинство экономистов), мировая экономика замедлилась в 2018 году.

Но многие из этих драйверов уже начинают давать задний ход. Нефть подешевела, доходность казначейских облигаций США практически вернулась к уровням начала прошлого года, торговые конфликты смягчились, а Китай смягчает макроэкономическую политику и, возможно, перейдет к более агрессивному стимулированию, если тревожные сигналы продолжат поступать.

Изменения политике властей и политические события определенно послужили главными драйверами потрясений мировых рынков в прошлом году. К примеру, январская коррекция фондовых рынков и рост волатильности стали следствием беспокойства по поводу перегрева экономики США и роста доходности облигаций. Как только эти страхи отступили, переоценка облигаций оказалась очень скромной, акции восстановились повсеместно, а доллар остался слабым. Но в мае по рынкам ударил идеальный шторм, вызванный политическими потрясениями – взлет цен на нефть в ожидании санкций против Ирана, торговая война между США и КНР и формирование левого популистского правительства в Италии.

Инвесторы опускают руки

В октябре, когда политические риски отошли на задний план, развивающиеся рынки  начали вырываться вперед, фондовые площадки повсеместно стабилизировались (даже в Европе), нефть вернулась в стабильный диапазон $60-65, а период сильного доллара подошел к концу. Короче говоря, рынки в целом двигались в соответствии с меняющимся политическим и макроэкономическим ландшафтом, до тех пор, пока все не встало с ног на голову в декабре. В последующие три недели, до 24 декабря, S&P 500 обвалился на 16% без видимых на то причин, Brent обрушилась с $61 до $50, доллар снова пошел в рост, а доходность по 10-летним казначейским облигациям США упала с 3% до 2.7%.

Если все основные фундаментальные факторы предполагают, что в наступившем году мировая экономика будет чувствовать себя бодрее, чем в 2018-м, почему же в прошлом месяце акции и доходность так резко обвалились? Можно ли из этого сделать вывод о том, что инвесторы настолько смущены политическим хаосом, что уже отказываются прогнозировать будущие события?

Если это действительно так, то рынки становятся скорее реагирующими, нежели прогнозирующими, просто делая заключения исходя из свершившихся фактов.

По теме:

Мировая экономика на грани, ждите низких цен на нефть и турбулентности на финансовых рынках

Десять главных рисков для мировой экономики по версии Eurasia Group

Три главных урока для инвесторов на 2019 год

 Автор статьи – Анатоль Калецкий, экономический комментатор The Times

Подготовлено Profinance.ru