«Долларовый циклон» отменит наступление весны в корпоративном секторе США

04.02.2019 13:44

При составлении списка традиционных «виновников» слабой квартальной отчетности, часто ссылаются на два главных фактора: неблагоприятные погодные условия и колебания на валютных рынках.


Если до окончания первого квартала придется подождать, чтобы оценить влияние рекордно холодного полярного циклона, то уже сейчас видно, как валютный рынок ослабил результаты американских компаний в четвертом квартале прошлого года. В ноябре индекс доллара подпрыгнул более чем на 10% от февральских минимумов, а средний курс валюты в октябре-декабре оказался на 3% выше, чем за аналогичный период в 2017 году. Называйте это долларовым циклоном. И в отличие от заморозков, охвативших большую часть Америки на прошлой неделе, в этом случае нет никаких гарантий наступления весенней оттепели.


«Это быстрое и масштабное движение, которое всегда с опозданием влияет на экономику. Когда курс доллара повышается, конкурентный статус американских товаров меняется», — говорит Джим Полсен, главный инвестиционный стратег Leuthold Weeden Capital Management в Миннеаполисе.


Валюты — корень зла

Воздействие на корпоративный ландшафт США распределяется неравномерно. Сильный доллар благоприятно сказывается на многих импортерах, поскольку сопровождается ростом покупательной способности за рубежом. При этом крепкая валюта подчеркивает проблемы, с которыми столкнулись многие корпоративные гиганты страны на фоне обострения торговых конфликтов в мире, ужесточения монетарной политики в США и беспокойства по поводу китайской экономики. Подъем USD на каждые 7-8% снижает корпоративные прибыли на 1%, отметил Джонатан Голуб, главный стратег Credit Suisse Group по американским акциям.

International Business Machines Corp., которая заказывает большую часть своих продаж за пределами Северной Америки, столкнулась с падением прибыли на $500 млн в четвертом квартале — потери превысили прогнозы на $150 млн. Johnson & Johnson, которая зависима от иностранных рынков почти на 50% своей выручки, пережила практически нулевой прирост с этого фронта из-за колебаний валютных курсов. United Technologies Corp. тоже назвала валютные рынки в качестве причины ухудшения своих показателей в финальном квартале прошлого года.

Но и в третьем квартале ситуация на рынках валют не благоприятствовала корпоративному сектору. Североамериканские компании потеряли около $11.8 млрд из-за негативного влияния этого фактора, а это почти на 12% сильнее, чем во втором квартале. Такие данные приводит аризонская FiREapps, консультирующая бизнес и производящая программное обеспечение, которое помогает снизить эффект от валютных колебаний. Результаты за третий квартал показали, что число компаний, сославшихся на негативный эффект от валют, вырос в шесть раз по сравнению с предыдущим кварталом.

Бесполезное хеджирование


«Этот фактор оказывает сильное влияние на показатели и, на мой взгляд, тенденция продолжится», — сказал глава FiREapps Вольфганг Кестер.


Масштабы влияния колебаний валют многих застали врасплох. В прошлом году индекс доллара вырос на 4.4%, максимально с 2015 года. Но не все компании хеджируют валютный риск. А даже для тех, кто это сделали, в свете масштабов роста валюты, не смогли получить должного эффекта от предпринятых мер безопасности через форвардные контракты или опционы.


«Возможно, они не полностью хеджировались или и вовсе не были готовы к такому сценарию, и поэтому сейчас мы получаем столько негатива в сторону эффекта от крепкого доллара», — говорит Дара Маер, глава отдела валютной стратегии HSBC Securities в США.


Сильный доллар

Джеймс Лори, глава Stanley Black & Decker Inc., сообщил аналитикам в письме от 22 января, что их команды действовали оперативно и активно на фронте борьбы с беспрецедентным влиянием со стороны не только валют, но также сырьевых площадок и тарифов. По его оценкам, этот эффект постепенно ослабнет в течение года, но какое-то время еще будет давать о себе знать.

В своих прогнозах Лори не одинок. Целый ряд топ-менеджеров предупреждает, что у корпораций с крупными клиентскими базами за рубежом впереди еще немало трудностей. Компании от Pfizer до DowDuPont и McDonald’s уже озвучили беспокойство по поводу эффекта от сильного доллара в 2019 году, особенно в первом полугодии.

И все это происходит в условиях неопределенности в торговых отношениях между США и Китаем, вокруг Брекзита, а также на фоне опасений по поводу замедления роста мировой экономики, усложняя попытки корпораций спрогнозировать поведение валют. В конце прошлого года в рядах стратегов Уолл-стрит было модно говорить о грядущем ослаблении американской валюты в 2019 году, и в какой-то степени «голубиный» тон Федрезева на прошлой неделе указал в пользу таких прогнозов. Однако их реализация далеко не гарантирована. Стратеги HSBC, включая Маера, полагают, что USD по-прежнему может подрасти в рамках многих сценариев.

Меры предосторожности

Прошлогодние прогнозы ослабления доллара, которые не сбылись, вызывают сомнения в текущих пророчествах на Уолл-стрит, где все чаще говорят о грядущем снижении курса валюты на 5% к концу 2019 году. В любом случае крупные корпорации могли извлечь для себя некоторые уроки, чтобы принять меры предосторожности.


«Учитывая, что компании настраиваются на продолжение проблем, можно предположить, что в этот раз они лучше подготовятся к потенциальному укреплению доллара», — резюмировал Адам Коул, главный валютный стратег Royal Bank of Canada в Лондоне, который ставит на рост американской валюты в наступившем году.


По теме:

Прогноз на 2019 год по рублю, доллару, евро и другим валютам от банков и инвесткомпаний

BIS нашел объяснение, почему так трудно продавать доллар