Центробанк США является заложником пузыря, который сам и создал

17.02.2019 00:32

Центробанк США является заложником пузыря, который сам и создал

Комфортно ли ФРС США наблюдать за тем, как стремительно растут рынки? Таким вопросом в обзоре от 16 февраля задается известный в финансовой среде эксперт и автор популярного блога Credit Bubble Bulletin Даг Ноланд. Он подчеркивает, что сегмент американского рынка акций малой капитализации только с начала года вырос на 16.4%, банковский сектор — на 15.9%, транспорт — на 15.2%, биотехнологии — +18.5%, полупроводники — +17%.

Может теперь ФРС начинает осознавать, что является заложницей пузыря, который сама и создала, задается риторическим вопросом Ноланд.

Он проводит параллель с Китаем, где в январе банки выдали кредитов на 3.23 трлн юаней ($477 млрд), чтобы поддержать инвестиционную активность и предотвратить резкое замедление второй по величине в мире мировой экономики. Эксперт приводит статистику, которую ранее озвучило агентство Reuters: общий объем выданных банками кредитов увеличился в Китае на 13.4% за прошлый год, на 45% за три года, на 91% за 5 лет и на 323% за десятилетие.

Сейчас в США ставки по 30-летним ипотечным кредитам на уровне 4.37%. Это самое низкое значение с 2009 года. Так как за последние несколько лет большинство кредитов рефинансировалось по исторически низким ставкам, маловероятно, что в случае рецессии кредитное бремя удастся сократить достаточным образом. Но больше опасений вызывают студенческие кредиты. Объем этого вида кредитования вырос более чем в 2 раза с момента последнего кризиса. Когда наступит следующий: банки столкнутся с рекордными объемами задолженности по автокредитам и банковским картам.

Что касается автокредитования, то этот сегмент пережил длительный период беспроцентных кредитов. Сейчас просрочка по автокредитам 7 млн американцев составляет 90 дней и более. Это больше, чем в кризис 2008–2009 года. Среди субстандартных заемщиков с кредитным рейтингом ниже 620, уровень просрочек к середине 2018 года составил 16.3%.

Автокредит — первый заём, который обычно делают люди, поскольку в США транспортное средство играет ключевую роль для получения работы. Кто-то даже может просто жить в своей машине, если жилье пока не по карману. Рост просрочки выплат по автокредитам — признак значительного ухудшения платежеспособности американцев с низким уровнем доходом.

Текущий пузырь в сфере кредитования и слияния и поглощения больше, чем в предкризисный период 2006/2007 года, утверждает Ноланд. При этом объем корпоративного кредитования затмевает даже ипотечное финансирование. Показатели роста на рынках ценных бумаг превышает предшествующий пузырь, а уровень спекулятивного рычага, который связан с деривативами, может оказаться выше, чем в 2007 году.

Даг Ноланд начинал свою карьеру казначейским аналитиком в американской штаб-квартире компании Toyota. С 1990 года он стал трейдером в хеджевом фонде. Затем работал в Fleckenstein Capital и East Shore Partners, а с 1999 года 16 лет был стратегом и портфельным управляющим в PrudentBear. В финансовой среде он известен как «профессиональный медведь», поскольку показывал успешную торговлю короткими позициями на величайшем бычьем рынке девяностых.

По теме:

Европа — слабое звено в мировой экономике