Бум на рынке палладия близится к концу

05.03.2019 13:29

Горнодобывающие компании добились хороших результатов, но они рискуют так и не воспользоваться этим подарком судьбы.


Палладий с каждым днем становится дороже. Этот металл, «родственник» платины, в основном используется для изготовления автомобильных каталитических преобразователей. В этом году он прибавил почти 28%, опередив по темпам роста нефть WTI (26%), никель (22%) и лесоматериалы (16%).

Такая активная динамика обусловлена фундаментальными причинами. Значительная часть палладия является побочным продуктом работы южноафриканских шахт, в основном сосредоточенных на добыче платины. В последние годы им не удавалось получить большую прибыль, поэтому у них практически не было возможностей для строительства новых объектов.

С другой стороны, ужесточение норм по выбросам ведет к увеличению металлов платиновой группы в катализаторах. Производителям, в чьих преобразователях используется больше палладия, чем платины, вероятно, потребуется несколько лет, чтобы снова перейти на более дешевый металл.

Финансовые результаты

Но чтобы понять, каким будет конец этого бума, не мешает ознакомиться с опубликованными недавно финансовыми результатами компаний, которые добывают платину в ЮАР.

Отрасль, совокупные убытки которой за последние пять лет составили $5.6 млрд, показала поразительные результаты. Компании Anglo American Platinum Ltd. и Impala Platinum Holdings Ltd. отчитались о самых лучших показателях за полгода с 2011 года: чистая прибыль достигла 4.71 млрд рандов ($334 млн) в Amplats и 2.46 млрд рандов в Implats. Northam Platinum Ltd. в конечном итоге все же потеряла деньги, но операционная прибыль в 1 млрд рандов стала для нее рекордной.

Sibanye Gold Ltd. и Lonmin Plc, которые стремятся к полному слиянию в этом году, кажется, погрязли в убытках из-за систематических списаний активов, забастовок и гибели людей на рабочем месте. Однако даже в этих компаниях все не так плохо: на фоне результатов, достигнутых Sibanye, аналитики повысили средний прогноз по чистому доходу компании в 2020 финансовом году с $351 млн до $831 млн.

Несмотря на хорошие новости, проблема в том, что горнодобывающие компании, похоже, так и не сумеют воспользоваться этим подарком судьбы. По словам главы Implats Нико Мюллера в интервью Bloomberg News, компания начнет работу над своим новым проектом Waterberg в 2021 году, кроме того она хочет увеличить добычу на своем совместном предприятии Mimosa на 30%. Amplats увеличит капитальные расходы на 5.7 — 6.3 млрд рандов в этом году — примерно на 50% по сравнению с двумя годами ранее, в стремлении увеличить объемы добычи на шахтах Могалаквена и Мототоло.

«Палладиевый пузырь»

Конечно, «палладиевый пузырь» из-за этого не лопнет за одну ночь. На реализацию подобных проектов уходят годы. В то же время по прогнозам Amplats, крупнейшего производителя в ЮАР, добыча палладия на его шахтах упадет в этом году до минимального значения за период с 2014 г.

Даже если другим горнодобывающим компаниям удастся увеличить предложение на 300000 тройских унций, как прогнозирует крупнейший производитель палладия «Норникель», из-за роста спроса на 500000 унций для производства автокатализаторов рынок в 2019 году недополучит 800000 унций.

И нет явных способов заполнить этот пробел. Один потенциальный источник предложения — палладий, принадлежащий биржевым фондам — уже уничтожен инвесторами, продающими его по высоким ценам. Общие запасы сейчас сократилась до 713633 тройских унций, достигнув минимума за десятилетие, поэтому на рынке сохранился бы дефицит даже в случае продажи каждой унции из запасов биржевых фондов.

Мрачное будущее палладия

Тем не менее горнодобывающим компаниям, рассматривающим возможность реализации новых проектов по производству палладия, следует учесть недавний опыт, связанный с другим редким «автомобильным» металлом — кобальтом, который используется в литий-ионных батареях. Цены достигли пика год назад и с тех пор упали примерно на две трети, потому что компании увеличили объем добычи, а производители батарей изыскивали средства, чтобы уменьшить использование кобальта.

Приблизительно в начале-середине 2020-х годов, когда в эксплуатацию будут введены новые проекты, появятся каталитические преобразователи с меньшим содержанием палладия, а электромобили смогут конкурировать с обычными автомобилями в цене, на рынке палладия может сложиться такая же мрачная ситуация. Так что нужно использовать возможности, пока не поздно.

Автор статьи Дэвид Фиклинг

Подготовлено Profinance.ru по материалам The Washington Post

По теме: 

Цены на палладий ставят рекорды на фоне дефицита предложения

Норникель получил рекордную EBITDA благодаря ралли палладия и других металлов 

Цена палладия подскочила до нового рекордного максимума